Чиновники спорят, как регулировать неналоговые платежи

Для этого нужен отдельный закон, считает Минэкономразвития
Природа неналоговых платежей пока неясна/ Дмитрий Новожилов/ Ведомости

Понятие «неналоговые платежи бизнеса» может быть закреплено в Бюджетном кодексе, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. Для этого Минфин подготовил проект поправок, регламентирующих введение или изменение уже действующих платежей («Ведомости» ознакомились с его копией). Необходимые для этого акты должны быть приняты до 1 октября, а вступить в силу они могут только со следующего года. Также должны быть прописаны размер, сроки и порядок выплат, они не могут иметь обратной силы, если не улучшают положение плательщиков. Поправки разработаны, подтвердил представитель Минфина, но при обсуждении было решено не вносить их в законопроект, так как отдельные вопросы надо дополнительно проработать.

От идеи в Минфине не отказались, говорит федеральный чиновник, платежи, которые поступают в бюджет, нужно регулировать Бюджетным кодексом, чтобы все они учитывались в доходах.

Лучше регулировать их отдельным законом, следует из протокола совещания в Минэкономразвития («Ведомости» ознакомились с документом). Он должен также содержать полный список неналоговых платежей. Но сначала нужно очень четко определить, какие именно платежи такой закон должен регулировать, говорит чиновник. Минэкономразвития получало указанный законопроект, отмечает его представитель, но отдельный закон о неналоговых платежах позволит более четко прописать порядок их введения и изменения, определить их статус, закрепив принципы взимания и конкретные платежи.

В последней версии списка, с которой ознакомились «Ведомости», оказалось на 24 платежа меньше, чем в первом варианте. Они по-прежнему разделены на три группы: платежи, которые войдут в реестр; будут дополнительно обсуждаться; требования, которые уже неактуальны и необоснованны.

Хроника поручений

Создать реестр и выработать единые подходы к неналоговым платежам президент Владимир Путин поручал еще в марте 2016 г. В октябре была утверждена дорожная карта, к июню должен появиться реестр таких платежей. В начале февраля премьер Дмитрий Медведев установил мораторий на новые неналоговые платежи.

В первой группе 15 платежей (на девять меньше, чем в прежнем варианте), например экологический и утилизационный сборы, плата за проезд грузовиков массой более 12 т, за негативное воздействие на окружающую среду, патенты и др. Оценить Минфин смог половину из таких платежей – в 2016 г. они обошлись бизнесу в 214 млрд руб.

Во второй группе обязательные для бизнеса услуги государства или госфондов, например бесплатное молоко для работников вредных производств, обязательные медосмотры, компенсации за вредные условия, взносы на обязательную страховку от несчастных случаев, затраты на декларации промышленной безопасности опасных производств, портовые сборы. По ним должен проводиться мониторинг и проанализирована их обоснованность, говорится в проекте. Расходы на такие платежи могут достигать 10% от стоимости товара, рассказывал владелец промышленного холдинга.

В третьей группе осталось только шесть платежей, например затраты компаний на исполнение требований к техническим средствам пожарной безопасности, к опасным производственным объектам.

Сейчас неналоговая нагрузка на экономику достигает 0,6% ВВП при общей налоговой нагрузке в 30,77%, оценивал Минфин в основных направлениях налоговой политики. С середины 2000-х появилось 50 обязательных неналоговых платежей, подсчитывала юрфирма «Пепеляев групп» для ТПП. С тех пор нагрузка выросла еще больше, говорит Вадим Зарипов из «Пепеляев групп», были введены тарифы «Платона», взносы за капремонт, экологический сбор и взносы с застройщиков. Существует около 100 неналоговых платежей, оценивал во время съезда РСПП основной владелец НЛМК Владимир Лисин.

Если признать, что большинство таких платежей близко к налоговым, то лучше распространить на них действие Налогового кодекса, предусмотрев в отраслевом законодательстве лишь особенности, говорит Зарипов. Бюджетный кодекс не может устанавливать порядок их взимания, отмечает он, отдельный закон тоже не нужен: либо в нем будут отсылки к Налоговому кодексу – и тогда непонятно, что он будет регулировать, либо фактически возникнет еще один Налоговый кодекс. Сам перечень платежей можно закрепить правительственным постановлением, заключает Зарипов.