Минэкономразвития и Минфин подготовили предварительный реестр неналоговых платежей
Многие навязаны бизнесу и завышены«Ведомости» ознакомились с проектом реестра неналоговых платежей. О его подготовке вместе с Минфином сообщало Минэкономразвития по итогам совещания с бизнесом в середине марта. Его подлинность подтвердили федеральный чиновник и участник совещаний в Минэкономразвития. Список устарел, говорит представитель министерства. Концептуально он не изменился, но был немного расширен, поясняет федеральный чиновник.
Создать такой реестр и выработать единые подходы к неналоговым платежам президент Владимир Путин поручал еще в марте 2016 г. В октябре была утверждена дорожная карта, к июню должен появиться сам реестр. В начале февраля премьер Дмитрий Медведев установил мораторий на новые неналоговые платежи (см. врез). В проекте будет и список, и система взимания неналоговых платежей, говорит представитель Минэкономразвития. Сначала нужно определить, какие платежи закон должен регулировать, отмечает представитель Минфина, понятие «неналоговые платежи» нигде не закреплено и включает в себя разнородный список платежей, в том числе – за услуги.
В списке, с которым ознакомились «Ведомости», Минэкономразвития насчитало 87 платежей и предложило разделить их на три группы: платежи, которые войдут в реестр, которые будут дополнительно обсуждаться, и те, что не войдут в перечень.
В первой группе 24 платежа: экологический и утилизационный сборы, плата за проезд грузовиков массой более 12 т (система «Платон»), за негативное воздействие на окружающую среду, патенты, сведения из регистров и др., следует из проекта. Они наиболее близки к налогам, сообщало Минэкономразвития. Оценить министерство смогло треть из этих платежей – в 214 млрд руб. обошлись они бизнесу в 2016 г.
Неналоговый мораторий
Премьер поручил министерствам и ведомствам не принимать проекты, предусматривающие новые неналоговые платежи, пока не будет принят закон о порядке их введения и расчета. Муниципальные и региональные платежи поручение не затрагивает.
Оценок остальных платежей нет, следует из проекта реестра. Они не выделяются в бюджете, объясняет чиновник, это еще один аргумент в пользу их инвентаризации.
Во второй группе – обязательные для бизнеса услуги государства или госфондов, например бесплатное молоко для работников вредных производств, обязательные медосмотры, компенсации за вредные условия, взносы на обязательную страховку от несчастных случаев, затраты на декларации промышленной безопасности опасных производств. Из них надо выбрать навязанные бизнесу услуги и проверить, не завышена ли их стоимость, говорит чиновник. Расходы на такие платежи могут достигать 10% от стоимости товара, рассказывает владелец промышленного холдинга, компания не может выбрать, кто будет оказывать ей услугу и по какой цене, но формирование цен непрозрачно. От 5 до 10% стоимости товара, приводит оценки вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.
В третьей группе – почти половина списка – требования государства, которые ведут к росту издержек. Например, портовые сборы, страховые взносы банков в АСВ, плата за водопользование, за парковку, взносы на капремонт в многоквартирных домах, ОСАГО, консульские сборы. Природу этих платежей надо определить, часть из них не относится ни к неналоговым, ни к налоговым, не имеет отношения к бизнесу, например плата за парковку, говорит чиновник, а некоторые из них можно отменить. На большинство таких платежей абсолютная монополия администратора, говорит Вадим Зарипов из «Пепеляев групп», если и оставлять их, то четко описав регулирование.
Сейчас неналоговая нагрузка на экономику достигает 0,6% ВВП при общей налоговой нагрузке в 30,77%, оценивал Минфин в основных направлениях налоговой политики. С середины 2000-х появилось 50 обязательных неналоговых платежей, отмечала юрфирма «Пепеляев групп» для ТПП. С тех пор нагрузка выросла еще больше, говорит Зарипов, были введены тарифы «Платона», взносы за капремонт, экологический сбор и взносы с застройщиков.
Главное сейчас – определить, что относить к неналоговым платежам, считает представитель Минэкономразвития. Критериев должно быть два – принудительность платежа и отсутствие конкуренции между их получателями, например госфондами, отмечает Зарипов.