Инфляция тестирует исторические минимумы, в 14 регионах – ниже 4%

Центробанку его собственные эксперты рекомендуют возобновить снижение ставки
Опережающее замедление инфляции вызвано влиянием временных факторов – укреплением рубля и хорошим урожаем прошлого года
Опережающее замедление инфляции вызвано влиянием временных факторов – укреплением рубля и хорошим урожаем прошлого года / Максим Стулов / Ведомости

По данным Росстата, в феврале индекс потребительских цен снизился до 4,6% с январских 5% (к тем же месяцам 2016 г.), это минимумы с 2012 г. Инфляция поставила сразу два исторических рекорда: прирост цен за месяц – на 0,2% к январю – стал минимальным для февраля; нулевой прирост цен, наблюдавшийся в одну из февральских недель, также ранее никогда не фиксировался в это время года.

Опережающее замедление инфляции вызвано влиянием временных факторов – укреплением рубля и хорошим урожаем прошлого года, – дополнивших умеренно жесткую денежно-кредитную политику, сообщали накануне аналитики департамента исследований и прогнозирования Центробанка. В феврале замедлился рост цен на все основные группы товаров и услуги, наиболее сильно – на продовольствие: до 0,2% с 0,9% в январе. Это произошло прежде всего за счет резкого сокращения темпов роста цен на плодоовощную продукцию (до 0,6% с январских 5,3%), тогда как обычно в это время года она, наоборот, дорожает ускоренно. Плодоовощная продукция из-за короткого цикла поставок и хранения быстрее, чем другие товары, реагирует на укрепление рубля, говорится в мониторинге аналитиков Центробанка. После прекращения действия временных факторов инфляция может ускориться, не исключают они; в числе других рисков – сохранение повышенных инфляционных ожиданий населения и рост зарплат, опережающий рост производительности. В то же время февральский прирост цен оказался вдвое ниже целевого уровня Центробанка для этого месяца, повысив вероятность достижения цели в 4% в этом году, консенсус-прогноз по инфляции аналитиков, опрошенных Bloomberg, снизился до 4,3% на конец 2017 г., отмечают эксперты Центробанка. Они указывают на возможность смягчения денежно-кредитной политики. Рекомендации департамента исследований не являются официальной позицией Центробанка, однако комментарии означают, что в Центробанке признают факт опережающего торможения инфляции, отмечает Дмитрий Полевой из ING.

Инфляция не замещается

С 2014 г. по середину 2015 г. инфляция для низкодоходных групп населения была выше, чем общий индекс, из-за ускоренного роста цен на продовольствие; с середины 2015 г. ситуация обратная. Динамика инфляции для бедных, в чьем потреблении доминирует продовольствие, оказывается более чувствительной к колебаниям валютного курса, фиксируют аналитики Центробанка.

Реальная процентная ставка (ключевая ставка 10% минус инфляция) превысила 5 п. п.: это самый высокий уровень за два десятилетия, фиксирует еще один рекорд Уильям Джексон из Capital Economics. Ставка ЦБ в 1,2 раза выше текущей инфляции. За два года инфляция снизилась с 17% до менее 5%, тогда как за последние 18 месяцев Центробанк снижал ставку лишь дважды. Инфляция упадет ниже целевого уровня Центробанка уже в середине 2017 г., ожидает Джексон. Отрицательный разрыв выпуска (когда рост экономики ниже потенциально возможного) в силу двухлетней рецессии и спроса, который останется низким, сохранится на протяжении пяти лет, считает он, что снижает инфляционные риски.

К началу февраля цель Центробанка в 4% инфляции была «перевыполнена» в 14 регионах, где годовой индекс цен снизился до 3,2–3,9%. Еще в восьми регионах (и в Приволжском федеральном округе в целом) индекс потребительских цен по итогам января составлял 4,2–4,5%. В Чувашии, где в январе годовой индекс инфляции сократился до 3,8%, рост цен в феврале, по данным региональной статслужбы, замедлился до 0,1%, а в Удмуртии (также 3,8% в январе к январю 2016 г.) в феврале была дефляция.

В большинстве из 14 регионов с наиболее низкой инфляцией уровень дохода на душу населения ощутимо – на 25–50% – ниже среднероссийского, что предполагает более высокую долю продовольствия в потребительской корзине. При этом спад розницы в 2016 г. более чем в половине из них был сильнее, чем в среднем по России, что говорит и о влиянии спада потребления на торможение индекса цен. Из-за опережающего падения потребления доля этих 14 регионов в российском обороте розницы за четыре года сократилась с 11,2 до 10,4%. В 11 из 14 регионов спад реальных доходов населения в 2016 г. превысил среднероссийское падение (5,6%).

Скорее всего, Центробанк по итогам заседания совета директоров в конце марта смягчит риторику, а уже в апреле снизит ставку на 50 п. п., ожидает Олег Кузьмин из «Ренессанс капитала». Но регулятор останется осторожным, за весь год понизив ставку на 100–150 п. п., полагает он. Консенсус-прогноз аналитиков, опрошенных Bloomberg в феврале, предполагает снижение ставки на 150 п. п. до 8,5% к концу года: до этого прогноз предполагал снижение до 8% и не менялся с сентября 2016 г. Аналитики пересмотрели прогноз траектории снижения ставки после объявления о выходе на валютный рынок Минфина. Однако пока покупки валюты Минфином на инфляцию не повлияли, фиксируют аналитики Центробанка.