Удвоение тарифа не удвоит сборы «Платона»

Росавтодор рассчитывает на 30 млрд рублей, но сумма может вырасти после ужесточения наказания за неоплату проезда
Удвоение тарифа не удвоит сборы «Платона», но должно вывести систему из минуса
Удвоение тарифа не удвоит сборы «Платона», но должно вывести систему из минуса / М. Стулов / Ведомости

В федеральный дорожный фонд поступит 30 млрд руб. от системы «Платон», рассказал руководитель Росавтодора Роман Старовойт (цитата по «Интерфаксу»), – на 9 млрд больше, чем заложено в бюджете. Увеличение поступлений связано с удвоением тарифа за проезд грузовиков по федеральным трассам. С 15 апреля плата повысится с 1,53 руб./км до 3,06 руб., постановление об этом правительство выпустило в феврале.

Сборы рассчитываются исходя из прогнозируемого пробега и нового тарифа, уточняет представитель Росавтодора, они могут вырасти вместе с грузопотоком. 30 млрд руб. – достижимая цифра, комментирует представитель оператора «Платона» – «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю и фонду «РТ-инвест»).

Система «Платон» была запущена 15 ноября 2015 г. и к концу 2016 г. собрала 19 млрд руб. Первоначально планировался тариф 3,73 руб./км, а сборы – 45 млрд руб. Но из-за протестов перевозчиков тариф был снижен до 1,53 руб.

Деньги «Платона» распределяют быстрее, чем успевают собрать, говорится в обзоре InfraOne (см. график). В 2016 г. система «задолжала» бюджету 21 млрд руб.: при сборах 19 млрд потрачено уже 40 млрд, пишут авторы обзора.

Удвоение тарифа не удвоит сборы «Платона», но должно вывести систему из минуса

РТИТС ежегодно должна получать от государства 10,6 млрд руб. (в ценах 2015 г., индексируется на инфляцию). А из-за вычета из транспортного налога, предоставленного грузоперевозчикам, бюджеты регионов лишаются, по их подсчетам, 8,7 млрд руб. Эту сумму правительство компенсировало им межбюджетными трансфертами в декабре 2016 г. При этом правительство уже выделило в счет сборов «Платона» 22,9 млрд руб. на строительство и ремонт дорог и мостов в регионах и городах. При тарифе 1,5 руб. система в течение пяти лет не окупила бы даже эти расходы, говорится в обзоре.

При новом тарифе в 2017 г. «Платон» сможет собрать около 36 млрд руб., оптимистичны аналитики InfraOne, и сумма может вырасти на 20–30%, если будут приняты меры по борьбе с неплательщиками. Пока неоплаченными остаются 60% грузоперевозок, говорил президент «Опоры России» Александр Калинин в феврале. Квитанции со штрафами доходят только до 3–5% нарушителей, не оплативших сбор. Федеральный дорожный фонд недополучил 10–15 млрд руб. из-за невыставленных штрафов и неоплаченного проезда, подсчитали аналитики InfraOne.

Минтранс предлагает передать полномочия по анализу данных о нарушителях от ГИБДД в подведомственный ему Ространснадзор. А сами штрафы – повысить: отменить 50%-ную скидку на первое нарушение и штрафовать не раз в сутки, как сейчас, а после каждой фиксации нарушения. Законопроект с этими предложениями в ноябре прошел общественные слушания и проходит согласование с ведомствами, комментирует представитель Минтранса.

Тариф не для всех

Старовойт не исключает дифференциации тарифа «Платона», но решение не принято: сложно администрировать. Дифференциация уместна, но пока надо дать рынку время привыкнуть к факту, что за проезд по федеральным трассам надо платить, говорит директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин.

Если водитель выключает бортовое устройство, а потом грузовик появляется в системе через 500 км, надо автоматически достраивать его маршрут, чтобы он был весь оплачен, предлагал министр транспорта Максим Соколов. Если, конечно, не будет доказано другое – что, например, машину везли по реке, уточнил он. Нарушителей отслеживают 194 рамки контроля в 35 регионах (данные на конец 2016 г.) и 100 автомобилей. К июлю 2017 г. оператор рассчитывает довести количество рамок до 481.

Деньги, собранные «Платоном», могут пойти на софинансирование региональных проектов государственно-частного партнерства, отметил Старовойт. Из шести проектов, прошедших предварительный отбор, в списке приоритетных осталось три (мост и обход Перми, обход Хабаровска, мост в Новосибирске), следует из обзора InfraOne. Их общая стоимость – почти 100 млрд руб., 55% из них – федеральное финансирование. При позитивном сценарии система соберет почти 200 млрд руб. за пять лет, из них 68,4 млрд можно будет направить в регионы, чего хватит на первые три концессии. Впрочем, сборы «Платона» в бюджете официально «не окрашены», поэтому аналитики опасаются, что эти деньги могут снова срочно понадобиться на «экстренные ремонты» и не дойти до концессионных проектов.