Как американский бизнес обороняется от критики Трампа

Некоторые крупные компании предпочитают действовать на опережение
По всем Соединенным Штатам компании сейчас разрабатывают планы оперативного реагирования на твиты президента
По всем Соединенным Штатам компании сейчас разрабатывают планы оперативного реагирования на твиты президента / Evan Vucci / AP

С приходом в Белый дом Дональда Трампа поводом для паники в американских компаниях стали даже лишние140 символов в интернете – такова длина сообщения в Twitter. По всем Соединенным Штатам компании сейчас разрабатывают планы оперативного реагирования на твиты президента. Одни раздумывают над размещением специально созданной рекламы на телеканалах и в телешоу, из которых Трамп, по-видимому, часто берет поводы для критики. Другие стремятся предотвратить выпады президента, активно распространяя информацию о запланированном увеличении количества рабочих мест.

«Абсолютно все компании и ассоциации в Вашингтоне думают над тем, как они будут отвечать на возможные твиты Трампа», – говорит партнер Firehouse Strategies и политтехнолог республиканской партии Алекс Конант.

Представитель президента заявила, что Трамп «сосредоточен на работе со всеми компаниями, чтобы улучшить экономическую ситуацию и создать рабочие места для всех американцев».

В январе Трамп раскритиковал в Twitter компанию Toyota Motor за планы «построить завод в Нижней Калифорнии в Мексике» и потребовал «строить заводы в США или платить высокие импортные пошлины». Едва сообщение было опубликовано, телефон директора по внешним связям Toyota Скотта Вазина начал разрываться от звонков журналистов и подчиненных. За несколько дней до этого Вазин обсуждал с генеральным директором Toyota North America Джеймсом Лентцем и исполнительным вице-президентом корпорации Саймоном Нагатой, как реагировать на подобные твиты Трампа. «Мы понимали, что этот момент скоро настанет», – говорит Вазин, отмечая, что мишенью президента стали компании, инвестирующие в Мексику.

Заученные ответы

Топ-менеджеры одной американской научно-технологической компании недавно целый день репетировали варианты ответной реакции на возможный публичный выпад Трампа против их компании. Они проигрывали такие последствия, как падение котировок акций, слушания в конгрессе и повышенный интерес со стороны журналистов из отдела расследований, рассказывает Дезенхолл.

После твита Трампа Вазин связался с Лентцем и Нагатой, чтобы обсудить ответное сообщение, а котировки акций Toyota начали снижаться. Toyota опубликовала ответный твит Трампу менее чем через два часа после появления сообщения президента. В ответе подчеркивалось, что новый мексиканский завод корпорации будет расположен в городе Гуанахуато, а не в Нижней Калифорнии. Toyota акцентировала внимание на «$21,9 млрд прямых инвестиций в США», количестве своих заводов и рабочих мест в этой стране. По словам Вазина, компания так и не получила ответа от президента США.

Другие компании действуют на опережение. Так, генеральный директор Intel Брайан Кржанич на прошлой неделе ездил в Белый дом, чтобы рассказать о планах компании вложить $7 млрд в завершение строительства своего завода в Аризоне. «Мы очень рады», – отреагировал Трамп на заявления Intel.

Однако при новой администрации компаниям уже недостаточно лоббировать свои интересы в правительстве и посылать топ-менеджеров на встречи с президентом и депутатами конгресса. Они должны быть готовы к моменту, когда внезапный выпад Трампа – часто сделанный ночью или ранним утром, – привлечет к компании всеобщее внимание. Лоббисты советуют своим клиентам тщательно анализировать собственный бизнес, особенно если у компании есть госконтракт. Надо быть готовым к рассказу о том, как компания инвестирует в США.

В день инаугурации Трампа компания BP купила рекламные развороты в пяти крупных газетах, включая New York Post, The Wall Street Journal и Indianapolis Star, выходящую на родине вице-президента Майка Пенса. Компания напечатала поздравления Трампу с победой на выборах и указала, сколько рабочих мест она создает в США. «Мы сохраняем более 145 000 рабочих мест по всей стране и реинвестируем в экономику США каждый заработанный здесь доллар», – говорилось в рекламном тексте, подписанном так – «Американский энергетический инвестор № 1». По словам осведомленного источника, представители компании разослали письма чиновникам новой администрации, чтобы обратить их внимание на эту рекламу, а также отметить, что BP была одной из немногих компаний, поздравивших нового президента через СМИ.

Другие компании, например Wal-Mart и Amazon.com, выпустили пресс-релизы с указанием количества рабочих мест, которые появятся в результате уже запланированных расширений и открытий новых магазинов. Некоторые проводят мониторинг социальных медиа: они отслеживают упоминания о своей компании и продукции, анализируют негативные последствия твитов Трампа для других компаний и следят за информацией на аккаунтах, на которые подписан сам Трамп.

Работа над имиджем

Трамп пытается показать всем, что под его руководством в Америку возвращаются рабочие места. И если американские компании дадут ему поводы, укладывающиеся в эту картину, он ими обязательно воспользуется, полагает Конант.

Компания General Motors, гендиректор которой Мэри Барра часто общается с Трампом, недавно объявила, что инвестирует не менее $1 млрд в свои заводы в США. Это произошло через несколько дней после того, как Трамп в Twitter обвинил компанию в импорте в США автомобилей, произведенных в Мексике.

Сама среда социальных медиа представляет собой вызов для компаний. Консультант Эрик Дезенхолл рассказывает, что менеджеры, готовясь к возможным последствиям критики Трампа, часто признаются: они «не могут поверить, что судьба их компании находится в руках одного парня со смартфоном». После критики Трампа некоторые компании зафиксировали рост или снижение продаж. Но были и такие компании, которым критические твиты Трампа пошли на пользу. Так, котировки акций Nordstrom выросли более чем на 4%, после того как президент обрушился на ритейлера за то, что тот снял с продажи одежду и обувь марки, принадлежащей дочери Трампа Иванке.

Перевела Надежда Беличенко