ФАС предлагает Путину указом снизить присутствие государства в экономике
Госкомпании должны прекратить скупать активы и начать продавать профильныеПроект президентского указа, утверждающего национальный план развития конкуренции в 2017–2019 гг., доработан и внесен в правительство («Ведомости» ознакомились с ним, подлинность подтвердил представитель Федеральной антимонопольной службы, ФАС). Документ прошел межведомственное обсуждение, в целом согласован и внесен в правительство с учетом пожеланий ведомств, говорит замруководителя ФАС Сергей Пузыревский: «Сейчас он доводится до совершенства».
Борьба ФАС за конкуренцию похожа на борьбу Дон Кихота с ветряными мельницами, говорит главный экономист БКС Владимир Тихомиров: есть ФАС и Минэкономразвития, которые заботятся о развитии экономики, но есть и продажа «Башнефти» «Роснефти». Пока слова о снижении доли государства и росте конкуренции вызывают скепсис: указ указом, но что может ФАС против крупных госкомпаний, которые прекрасно пользуются лоббистскими ресурсами, резюмирует Тихомиров.
Главная угроза конкуренции, по мнению ФАС, исходит от самого государства, нужно президентским указом снижать государственное участие в экономике. Делать это ФАС предлагает несколькими способами, и первый – сокращать рыночную долю государственных и муниципальных компаний. Правительство должно запретить госкомпаниям и ГУПам приобретать новые активы – и напрямую, и через «дочек». А от уже принадлежащих нужно избавляться, и не только от непрофильных. Госкомпании обязаны разработать программы отчуждения профильных активов, сказано в проекте указа.
Это не значит, что всем госкомпаниям сразу нужно отчуждать активы, объясняет Пузыревский: если компания эффективна, полноценный участник рынка и государство как владелец не ухудшает условия конкуренции на нем, актив можно оставить.
Активность госкомпаний на рынке слияний и поглощений – давно назревшая проблема, говорит федеральный чиновник. В середине 2016 г. государство было акционером или имело специальное право участия в управлении в 1627 акционерных обществах, с 2006 г. их стало меньше в 2,5 раза, но параллельно увеличивается количество «дочек» госкомпаний, указывает чиновник.
Куда ведет план
В плане появился перечень конкретных сфер, где нужна реформа, замечает Пузыревский, оценивается и эффект от него. В здравоохранении – рост частных компаний в ОМС и сокращение картелей в госзакупках; в дорожном строительстве – уменьшение числа несостоявшихся конкурсов; в сельском хозяйстве – рост доли российских элитных семян и племенных животных на 7% в год; в ЖКХ – снижение доли ГУПов и МУПов в поставках тепла и воды до 5–10% и проч.
Госкомпании покупают и частные, и государственные компании, говорит управляющий партнер НП «Развитие правовых систем» Юрий Берестнев: происходит квазиприватизация, яркий пример – «Роснефть», которой государство владеет через «Роснефтегаз», купила 50,08% государственной «Башнефти». Это игра в наперстки, госкомпании становятся «дочками» госкомпаний, формально – частными, продолжает Берестнев: их можно продать по упрощенной процедуре, без аукционов. Указ, разработанный ФАС, не остановит такие компании, как «Роснефть», но на игроков поменьше может повлиять, надеется Берестнев.
Государство неохотно расстается с собственностью, констатировала ФАС в докладе о состоянии конкуренции. Новый прогнозный план приватизации на 2017–2019 гг., одобренный правительством, включает акции нескольких крупных компаний, но в нем нет ни РЖД, ни «Роснефти».
Отдельным законопроектом ФАС предлагает запретить создание унитарных предприятий на конкурентных рынках, а с 1 февраля 2018 г. ликвидировать такую организационно-правовую форму. Это устаревшая и неэффективная форма, согласен с предложением Берестнев.
В следующую трехлетку будет акционировано всего 318 федеральных ГУПов из 1200, реформа не затрагивает ГУПы регионов и муниципалитетов. Но и акционирование идет медленно, отстает от плана, приводило «Ведомостям» данные Росимущество в конце 2016 г. Менеджменту ГУПов промедление выгодно – он выводит активы. Ликвидация ГУПов как юридической формы – сложная, но необходимая реформа, считает чиновник.
Государственная система действительно выстроена так, что для серьезных изменений нужно участие президента, говорит директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. Заявленные цели – снижение доли государства в экономике, расширение приватизации – как лозунги бесспорны, но рецептов в плане почти нет. Зато предложения по усилению регулирования частного бизнеса описаны четко (внедрение комплаенса, квота для закупок у малого бизнеса для частных компаний, подключение Генпрокуратуры) и нет сомнения, что именно они, а не благие намерения будут реализованы, считает Ульянов.