Затраты на проект перехода в Крым перевалили за 300 млрд рублей
Эта сумма включает расходы на сам Керченский мост и подходы к немуПравительство продолжает без конкурса распределять контракты по проекту Керченского моста, следует из документов, опубликованных на сайте Белого дома. Всего новых контрактов должно быть подписано с единственными исполнителями на 29,4 млрд руб.
Железнодорожный подход со стороны Крыма построит «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга, который за 223 млрд руб. строит и сам мост. Очередной контракт он получил после провала трех конкурсов на выбор подрядчика – желающих так и не нашлось. Последний конкурс Росжелдор признал несостоявшимся в январе. Теперь «Стройгазмонтажу» предстоит построить 18 км железной дороги, которая будет примыкать к участку Керчь – Джанкой, 40 зданий, 29 сооружений и тоннель. Назначение «Стройгазмонтажа» исполнителем работ позволит завершить строительство железнодорожных подходов синхронно с сооружением самого моста, пишет правительство. Запустить в эксплуатацию железнодорожную часть оно рассчитывает к 1 декабря 2019 г.
Еще один контракт – на обеспечение безопасности подъездов к мосту – Росжелдор должен заключить с ФГУП «Управление ведомственной охраны Минтранса». Предприятие было создано в 2002 г. для охраны объектов Минтранса, поясняет министерство в сообщении. У ФГУПа девять филиалов и более 800 объектов под охраной.
Этот же ФГУП будет отвечать за всю безопасность моста и еще двух автомобильных подходов к нему. Речь идет об установке систем заграждения, досмотра, теленаблюдения и видеорегистрации, комплексных систем связи и оповещения, охранно-пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией, об охране акватории вблизи моста, управлении системами безопасности, перечисляет представитель ФКУ «Упрдор «Тамань» (должно заключить этот контракт).
Подрядчики моста
Раньше «Стройгазмонтаж» мосты не строил, это крупнейший подрядчик «Газпрома» по строительству газопроводов. Впрочем, большую часть работ (на 96 млрд руб.) выполнит «Мостотрест» – крупнейший в России подрядчик по строительству мостов. Керченский мост застраховала малоизвестная Крымская первая страховая компания, получив премию в 1 млрд руб.
Стоимость проекта не увеличивается, подчеркивает представитель вице-премьера Дмитрия Козака, все эти суммы были предусмотрены федеральной целевой программой развития Крыма.
19-километровый Керченский мост должен соединить Крым и Таманский полуостров. Он состоит из четырехполосного автомобильного моста и двух железнодорожных путей. С учетом основного контракта со «Стройгазмонтажом» и новых контрактов стоимость проекта, по подсчетам «Ведомостей», превысит 300 млрд руб., включая автомобильные и железнодорожные подходы (см. график).
Большинство контрактов есть на zakupki.gov.ru. Контракт на строительство моста за 223 млрд руб. был подписан в марте 2015 г. – «Стройгазмонтаж» получил его тоже без конкурса по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева. Еще 4,78 млрд руб. составят затраты госзаказчика (строительный контроль, авторский надзор, выкуп и оформление в постоянное пользование земельных участков, а также непредвиденные расходы). Уже потрачено 113 млрд руб. Затраты на сам мост не растут, напротив, после того как проект прошел Главгосэкспертизу, он подешевел на 380 млн руб.
Железнодорожный подход со стороны Тамани строит РЖД, в ноябре 2014 г. правительство назначило компанию единственным исполнителем работ. На сайте госзакупок у госзаказчика ФКУ «Ространсмодернизация» как минимум четыре контракта с РЖД, а также с компаниями, которые отвечают за авторский и строительный контроль проекта и за энергообеспечение (все вместе – более 30 млрд руб.).
Складывать стоимость строительства моста со стоимостью подходов не нужно, это разные контракты, настаивает представитель Козака. Представитель Минтранса не ответил на запрос «Ведомостей».
Подрядчиков, способных реализовать такие масштабные проекты, в принципе, немного, даже на ЦКАД их с трудом находят, а Керченский мост – проект политический, сроки сжатые, поэтому торговаться и рисковать правительство не хочет и назначает единственных исполнителей, говорит руководитель проектов практики «Инфраструктура» «НЭО центра» Евгений Мазур. Когда шло первоначальное обсуждение проекта, эксперты «Автодора» говорили и о 380 млрд руб., напоминает он, но это были грубые оценки. Поэтому сумма в 300 млрд руб., вероятно, еще будет расти и хорошо, если общая смета проекта уложится в 400 млрд руб., рассуждает он.