Тариф за «Платон» может вырасти вдвое в апреле
Перевозчики советуют сначала заставить платить тех, кто этого не делаетПлату за проезд по федеральным трассам грузовиков массой более 12 т Минтранс первоначально предлагал повысить дважды: 1 февраля – до 2,61 руб. за 1 км с нынешних 1,53 руб., а 1 июня – до 3,06 руб. Проект такого постановления правительства появился на regulation.gov.ru в ноябре.
Но повышение отложено. Тариф может увеличиться один раз и позже, рассказал министр транспорта Максим Соколов, это обсуждалось на совещании правительства 20 января (цитата по «Интерфаксу»). Обсуждается повышение в апреле: 1-го или 15-го, знают федеральный чиновник и участник инфраструктурного рынка. Сумма сборов по итогам года не должна измениться, уточняет чиновник, – около 20 млрд руб. Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича отказался от комментариев. Тариф можно поднять, как только будет решение правительства, говорит представитель «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, оператор «Платона», принадлежит Игорю Ротенбергу).
«Платон» заработал 15 ноября 2015 г. Запуск системы сопровождался протестами перевозчиков, и правительство решило снизить тариф (должен был составлять 3,73 руб. за 1 км) и штрафы. Отложено было и запланированное повышение тарифа в марте 2016 г. При пониженном тарифе падает эффективность системы, признавал в интервью «Ведомостям» руководитель Росавтодора Роман Старовойт. Сборы в 2016 г. должны были составить те же 20 млрд руб., при этом 10,6 млрд руб. государство платит РТИТС, а почти 9 млрд потеряли регионы из-за предоставленной дальнобойщикам льготы по транспортному налогу.
Еще одно повышение
Законопроект об отмене 50%-ной скидки на первое нарушение направлен на обсуждение в министерства и ведомства, сообщал представитель Минтранса. Штрафы по проекту будут приходить после каждой фиксации нарушения, первый штраф – 5000 руб. (может выписываться 1 раз в сутки), за повторное нарушение – 10 000 руб.
Правительство планирует не только повысить тариф, но и увеличить штрафы (см. врез). А в конце 2016 г. оно ужесточило контроль за сбором денег – если перевозчик не оплатил штраф за уклонение от платы «Платону», он не сможет пересечь границу. А если информация о долге появится после выезда, то не сможет въехать в Россию, не уплатив штраф.
Президент Владимир Путин обещал обратить внимание правительства на позицию малого бизнеса по поводу повышения тарифов. Тогда замминистра транспорта Евгений Дитрих говорил о возможности дифференцированного тарифа, но, по его словам, это вопрос не ближайшего времени.
Себестоимость грузоперевозок у крупных игроков из-за «Платона» выросла на 4–6%, у небольших компаний – на 10% и выше, подсчитал руководитель транспортной службы логистической компании ПЭК Игорь Алексашов. Если тариф увеличится до 3,06 руб., то себестоимость у крупных транспортных компаний снова увеличится на 4–6%, предупреждает он. Отрасль не готова к резкому повышению сбора, уверен участник рабочей группы по мониторингу функционирования «Платона»: это должно происходить постепенно и только после достижения цели по количеству зарегистрированных в системе машин (около 1 млн машин, сейчас – 792 693), иначе станет больше тех, кто за проезд не платит. Для этого нужен комплексный контроль за транспортными компаниями – сравнивать фактический бизнес перевозчиков с их платой в «Платон», с закупками топлива, запчастей и оплатой труда водителей и, безусловно, с учетом географии перевозок, передал через представителя директор по операциям FM Logistic Александр Павлов. Серьезных протестов из-за повышения тарифа не будет, полагает президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин: рынок уже устал от игры «повышаем – не повышаем», лучше бы уже один раз подняли, чтобы люди просчитали затраты и установили цены.