Трамп может изменить валютную политику Белого дома

Предыдущие президенты США выступали за сильный доллар
Трамп сказал, что США, возможно, потребуется «снизить курс доллара», если изменение налоговой политики приведет к его росту
Трамп сказал, что США, возможно, потребуется «снизить курс доллара», если изменение налоговой политики приведет к его росту / Evan Vucci / AP

Избранный президент США Дональд Трамп назвал доллар «слишком сильным» в интервью WSJ на прошлой неделе, когда его спросили о торговле между США и Китаем. Он объяснил это тем, что высокий курс доллара не позволяет американским компаниям конкурировать с китайскими. В другой части интервью Трамп добавил, что США, возможно, потребуется «снизить курс доллара», если изменение налоговой политики приведет к его росту.

Курс доллара по отношению к валютной корзине вырос почти на 4% после победы Трампа на выборах, а с 2014 г. – примерно на 25%. В последние дни он немного опустился из-за комментариев Трампа и сомнений в способности Белого дома и конгресса договориться о снижении налогов.

С середины 1990-х гг. как демократы, так и республиканцы в Белом доме выступали за крепкий доллар ради сохранения в США низких процентных ставок, высокой покупательной способности и контроля над инфляцией. Кроме того, президенты стремились вообще не комментировать валюту, предоставляя это министрам финансов. Те, в свою очередь, пытались использовать тщательно подобранные выражения. Ошибки стоили дорого. В 2001 г. министр финансов Пол О’Нил заявил, что сильный доллар не является целью Вашингтона, а вызван устойчивостью экономики. Из-за этого курс начал падать, и в последующие дни О’Нилу пришлось заверять, что администрация Джорджа Буша-младшего не меняет валютную политику: «Я верю в сильный доллар. Если я передумаю, то арендую Yankee Stadium, найму впечатляющие духовые оркестры и объявлю об изменении политики на весь мир».

Комментировать определенный валютный курс – это «как давать комментарии об обстоятельствах, при которых будет использовано ядерное оружие», замечает Барри Эйхенгрин, экономист Калифорнийского университета в Беркли.

Участники рынков внимательно следят за словами Вашингтона, поскольку уже случались неожиданные перемены. Когда президент Ричард Никсон в 1971 г. отказался от привязки курса доллара к цене на золото, его министр финансов Джон Коннели сообщил европейцам: «Доллар – это наша валюта, но ваша проблема». В начале 1980-х гг. высокий курс доллара спровоцировал рост протекционизма в конгрессе, и другие страны боялись введения тарифов на импорт. Поэтому в 1985 г. лидеры США, Германии, Японии, Великобритании и Франции заключили так называемое соглашение Plaza о девальвации доллара. По мнению Фреда Бергстена из Института международной экономики Петерсона, Китай, Япония и Европа могут захотеть заключить валютное соглашение, чтобы предотвратить рост протекционизма в США.

Тем не менее возможности Трампа ослабить доллар ограничены. На курсы валют в основном влияет разница в темпах экономического роста и инвестиционных перспективах, а он это будет мало контролировать. Также играет роль политика центробанков, а ФРС повышает ставки, что должно способствовать укреплению доллара. Президент еще может пытаться повлиять на курс доллара с помощью интервенций на валютном рынке или призвать ФРС использовать ресурсы для этого. Но подобные интервенции эффективны, когда совершаются вместе с другими странами.

Советник Трампа Энтони Скарамуччи заявил на форуме в Давосе, что США должны быть «осторожны» в связи с укреплением доллара. Но он постарался снизить беспокойство о том, что администрация Трампа может попытаться использовать ставки ФРС для ослабления доллара, и отметил, что центробанк останется независимым.

Перевел Алексей Невельский