Участок «Тавриды» в Севастополе может подорожать втрое
Тогда вся дорога будет стоить 150 млрд рублейПо неофициальным оценкам проектировщиков, строительство севастопольского участка трассы «Таврида» может подорожать втрое, сообщил гендиректор Дирекции по управлению ФЦП развития Крыма и Севастополя Андрей Никитченко. Пока в ФЦП заложено 5 млрд руб. на участок длиной 13 км.
Это самый сложный участок, объяснил Никитченко, сейчас этап проектирования, очень тяжелая геология. Предусмотрено строительство нескольких мостов, путепроводов и развязок. На стоимость трассы также повлияет возможное подорожание стройматериалов, предупредил Никитченко.
Вся трасса «Таврида» (автомобильный подход к Керченскому мосту, а также дорога Керчь – Феодосия – Симферополь – Севастополь) уже значительно подорожала: с 85 млрд руб., названных главой Крыма Сергеем Аксеновым в марте 2016 г., до 139 млрд, по словам вице-премьера крымского правительства Олега Казурина в июле. Строит всю трассу ЗАО «ВАД» – санкт-петербургская компания, которую Аксенов назначил единственным подрядчиком проекта (см. врез). Предполагалось, что «Таврида» будет введена в эксплуатацию одновременно с завершением строительства Керченского моста, т. е. к декабрю 2018 г. Но затем начальник службы автомобильных дорог Крыма Александр Мохна сообщил: в 2018 г. планируется построить только первые четыре этапа трассы из шести. А полностью строительство завершится лишь в 2020 г.
Владельцы неизвестны
ВАД – один из крупнейших подрядчиков по госзаказу, 6-е место в 2016 г. с контрактами на 34 млрд руб. (это только те, которые публикуются на zakupki.gov.ru). «СПАРК-Интерфакс» указывает лишь двух миноритарных совладельцев компании – Виктора Перевалова и Валерия Абрамова, которым по состоянию на 2003 г. принадлежало по 2,38% акций.
Деньги на строительство правительство нашло не без проблем и некоторых дискуссий, говорил летом премьер-министр Дмитрий Медведев. Максимальная цена дороги корректировке не подлежит, подчеркнул он.
Информация о новом подорожании трассы пока не соответствует действительности, комментирует слова Никитченко представитель Минэкономразвития, сейчас проводится экспертиза стоимости «Тавриды», как крымской, так и севастопольской части, с участием Минстроя и Минтранса. После ее подготовки и рассмотрения будут направлены предложения в правительство. Во время принятия ФЦП не было детально понятно, где пройдет трасса, поэтому не исключено изменение этого пункта программы, в том числе в сторону увеличения, говорит представитель вице-премьера Дмитрия Козака. Конечная стоимость проекта должна быть утверждена по результатам разработки проектной документации и технического и ценового аудита, добавляет представитель Росавтодора, Главгосэкспертиза должна выдать властям Крыма заключение с подтверждением достоверной сметы.
Представитель ВАДа порекомендовал обратиться за комментариями к заказчику – «Службе автомобильных дорог Республики Крым», а там не ответили на запрос «Ведомостей».
Первоначально расчетная стоимость «Тавриды» по проекту, предложенному крымскими дорожниками, превышала 175 млрд руб., рассказывал в интервью «Ведомостям» руководитель Росавтодора Роман Старовойт. И хотя трасса «Таврида» – региональная и не относится к компетенции Росавтодора, на предпроектном этапе агентство консультировало власти Крыма, что существенно снизило стоимость проекта. Но итоговую версию проекта с расчетом стоимости делали проектировщики и дорожники Республики Крым без участия Росавтодора, подчеркивает его представитель.
Подорожание целого участка в 3 раза – это очень редкий случай, серьезные заказчики такого не допускают, но на периферии встречается, комментирует директор Института транспорта ВШЭ Михаил Блинкин.