Россия на 13-м месте среди 78 развивающихся стран по инклюзивности экономики

Всемирный экономический форум составил индекс справедливости
Россия на 13-м месте среди 78 развивающихся стран по инклюзивности экономики/ Е. Разумный/ Ведомости

Россия заняла 13-е место среди 78 развивающихся стран в новом индексе Всемирного экономического форума (ВЭФ) – индексе инклюзивного развития (Inclusive Development Index; IDI).

Приоритеты экономической политики должны переориентироваться на более эффективное противодействие незащищенности и неравенству, которые сопровождают технологические изменения и глобализацию, анонсирует ВЭФ новый индекс. Именно устойчивый, всеобъемлющий прогресс, сопровождающийся ростом доходов населения наравне с ростом его экономических возможностей, уровня защищенности и качества жизни, должен быть признан политиками главной целью экономического развития – а вовсе не рост ВВП, говорится в докладе ВЭФа. Это предполагает и новые инструменты для оценки эффективности такой политики.

Индекс инклюзивного развития базируется на 12 индикаторах, объединенных в три группы, которые оценивают уровень экономического развития лучше, чем индикатор роста ВВП в одиночку, говорится в докладе. Три основные части IDI – рост и развитие (включая рост ВВП, занятости, производительности труда, ожидаемой продолжительности жизни); инклюзивность (медианный доход домохозяйств, уровень бедности и неравенства); межпоколенческая справедливость и устойчивость (уровень сбережений, демографической нагрузки, государственного долга и загрязнения окружающей среды). Такой индекс отражает более целостную картину экономического развития, если его цель – устойчивое повышение уровня жизни населения, а не увеличение производства товаров и услуг само по себе, указывают эксперты ВЭФа.

ВЭФ проранжировал по новому индексу 29 развитых стран и отдельно 78 развивающихся. Разделение стран на две группы потребовалось из-за различий между ними в определении уровня бедности, поясняется в докладе.

Среди развитых стран в топ-3 Норвегия, Люксембург и Швейцария, на последнем – Греция. В развитых странах соотношение между ВВП на душу населения и индексом инклюзивности развития оказалось высоким. Например, у Швеции показатели совпали – страна занимает шестое место в рейтинге. Еще у пяти стран разница между ВВП на душу населения и рассчитанным индексом IDI составила всего один пункт – например, у Австралии (8-е место по индексу и 7-е по ВВП). В Чехии, Новой Зеландии и Словакии, наоборот, сравнительно низкий подушевой ВВП, но высокий уровень инклюзивности роста экономики. США – яркий контрпример: страна занимает девятое место по ВВП на душу населения, но только 23-е по индексу инклюзивного развития. Несмотря на устойчивые темпы роста экономики США модель ее развития не обеспечивает инклюзивного роста, указывают авторы доклада. Например, США вкладывают только 0,11% ВВП в профессиональную подготовку и оказание помощи в трудоустройстве по сравнению со средним показателям по странам ОЭСР в 0,6% и более 1% у лидеров рейтинга. Это снижает качество рабочей силы и потенциальные темпы роста экономики, отмечают эксперты ВЭФа.

Среди развивающихся стран первые три места у Литвы, Азербайджана и Венгрии; в топ-10 также вошли Польша, Румыния, Уругвай, Латвия, Панама, Коста-Рика и Чили. России присвоено 13-е место – между Аргентиной, Таиландом (11-е и 12-е места соответственно) и Перу с Китаем (14-е и 15-е места). Рейтинг развивающихся стран замыкает Мозамбик.

Разрыв между уровнем ВВП на душу населения и индексом инклюзивного развития в развивающихся странах выше, чем в развитых. Совпали показатели только в Литве, которая занимает 1-е место в рейтинге, небольшой разница оказалась в Венгрии (3-е и 4-е места соответственно). В 18 из 82 развивающихся стран индекс инклюзивности выше, чем место этих стран в рейтинге по уровню ВВП. Например, Бангладеш занял 35-е место в рейтинге по IDI и 66-е по подушевому ВВП. В 16 странах, напротив, экономика растет быстрее, но по менее сбалансированной модели развития. Среди них, например, Южная Африка, которая занимает 19-е место в рейтинге по ВВП, но только 70-е по рассчитываемому индексу. Место России в рейтинге по уровню ВВП на душу населения также чуть выше, чем в рейтинге по IDI (11-е и 13-е соответственно).

Медианный уровень жизни в России достаточно высок по сравнению с другими странами с развивающейся экономикой, объясняет ВЭФ 13-е место России в новом рейтинге, а уровень бедности – низок по меркам развивающихся стран. Безработица тоже сравнительно низкая, хотя многие вынуждены при этом работать в неформальном секторе. Система образования достаточно универсальна и доступна, хотя ее качество должно быть улучшено для соответствия реалиям быстро меняющейся экономики. Еще одна сфера для улучшения – финансовый сектор, особенно финансирование малых и средних предприятий. Повышение прогрессивности налогообложения и расширение социальной защиты также улучшит возможности России по обеспечению инклюзивного (всеобъемлющего) роста, советует ВЭФ.

При этом исходя из текущих темпов развития по темпам роста ВВП на душу населения Россия на 66-м месте из 78 стран, а по повышению инклюзивности развития – согласно индексу IDI – на 25-м.

Инклюзивная экономика и инклюзивный экономический рост – или социально ориентированный, такой, плодами которого пользуется все население, – в последние годы стал центральной темой в документах международных и наднациональных организаций (МВФ, ОЭСР, ЕБРР, Всемирного банка). В России в первое десятилетие XXI в. на фоне быстрого экономического роста быстро сокращалось число бедных, а доходы 40% наименее обеспеченных росли быстрее, чем у остальных, т. е. такой рост можно назвать инклюзивным; однако остановка реформ, направленных на улучшение инвестиционного климата, диверсификацию экономики и решение инфраструктурных проблем, ставит под угрозу прежние успехи в обеспечении инклюзивного роста и социальные завоевания последних лет, фиксирует Всемирный банк в докладе.

Команда ВЭФа также ежегодно готовит рейтинг конкурентоспособности экономик, основанный на трех группах критериев: базовые условия (уровень институтов, инфраструктуры, макроэкономических условий, здравоохранения и школьного образования); эффективность экономики (качество высшего образования, конкуренция, развитие финансового рынка); развитие инноваций. В рейтинге-2016 Россия заняла 43-е место среди 138 стран, годом ранее – 45-е среди 144.