Почему снижается интерес России к Давосскому форуму

У российского бизнеса становится все меньше поводов посещать его – уровень взаимных инвестиций упал на порядок
Президент России Владимир Путин в Давосе был единожды – в 2009 г., когда не был президентом/ Christian Hartmann / Reuters

Во вторник, 17 января, стартует саммит Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе. Его основная тема в этом году – «Отзывчивое и ответственное лидерство». Прошлый год показал: накопившиеся социальные проблемы вышли на поверхность. Это ярче всего отразилось в решении Великобритании выйти из ЕС и в голосовании за Дональда Трампа в США. В докладе форума о глобальных рисках растущее имущественное неравенство и поляризация общества названы в числе пяти главных трендов, которые будут определять мировое развитие в ближайшее десятилетие.

Кто представлял Россию на Давосском форуме

Социальный аспект всегда остается в фокусе ВЭФа, констатирует старший вице-президент Сбербанка Светлана Миронюк. При этом «сегодня ни у одной другой организации в мире, включая официальные и надстрановые, нет такой разносторонней экспертизы, такой базы данных по людям, структурам, элите в каждой из стран», как у ВЭФа, добавляет она. «Это единственная в мире площадка такого масштаба и уровня, где собираются лидеры государств и корпораций для обсуждения актуальных политических, экономических и социальных вопросов», – добавляет заместитель гендиректора «Базэла» Вера Курочкина. Эта компания, как и Сбербанк, является стратегическим партнером ВЭФа.

А вот Трампу, который выступал с антиглобалистских позиций и против представителей мировой политической и экономической элиты, не до Давоса. Участие его представителей в ВЭФе стало бы предательством тех идеалов, к которым он апеллирует и которые помогли ему выиграть выборы, передало агентство Bloomberg заявление переходного штаба Трампа, у которого день инаугурации совпадает с последним днем работы форума. Впрочем, представительство американских политиков в Давосе традиционно невелико.

Зато отстаивать в этот раз идеалы глобализации будет председатель КНР Си Цзиньпин. Он возглавит крупнейшую делегацию политиков и бизнесменов из Китая, когда-либо приезжавшую в Давос, рассказал «Ведомостям» представитель пресс-службы ВЭФа Оливер Кэнн.

Российская повестка участникам форума тоже интересна, уверяет бывший замминистра экономического развития Сергей Беляков. Отличительная черта выступлений российских спикеров в Давосе – откровенность: уровень участия исключает возможность сглаживать углы или интерпретировать факты удобным образом, говорит Беляков, нет необходимости увязывать риски экономических действий с восприятием их результатов в обществе, как во время выступлений в самой России. «На первого вице-премьера Игоря Шувалова, руководителя делегации, инвесторы явно придут: он как раз очень честен и откровенен с ними, говорит на одном языке», – считает Беляков. Представитель Шувалова отказался комментировать поездку.

Гендиректора РФПИ Кирилла Дмитриева, по его словам, удивило то, что, несмотря на политическую напряженность последних лет, в Давосе сохраняется высокий интерес инвесторов к России: «В 2016 г. уровень инвестиционных ожиданий существенно возрос, и Россия сейчас в топе страновых интересов у наших зарубежных партнеров». В этом году посыл будет такой, рассказывает федеральный чиновник – участник прошлых форумов: «Рубль укрепляется, российские активы привлекательны, все свои ограничения сознаем, но прорабатываем план по избавлению от них».

Акробатика и бизнес

В январе 2015 г. в Давосе побывала руководитель фонда «Иннопрактика» Екатерина Тихонова, предполагаемая дочь президента России Владимира Путина. Среди участников форума она не значилась, а присутствовала там как спутница зампреда правления «Сибура» Кирилла Шамалова (сын давнего знакомого Путина, акционера банка «Россия» Николая Шамалова). Тихонова везде появлялась в компании Шамалова или своей подчиненной Натальи Поповой и ее мужа Кирилла Дмитриева, руководителя Российского фонда прямых инвестиций. Пришли они и на сессию о России, где первый вице-премьер Игорь Шувалов рассказал о русском характере: «Выдержим любые лишения, которые будут внутри страны, – меньше потреблять продуктов, меньше электричества, я не знаю, еще какие-то вещи, к которым мы все привыкли. Но если мы будем ощущать, что кому-то извне хочется поменять нашего лидера и это не наша воля, что это влияние на нашу волю, мы будем просто едины как никогда». Официальные представители ВЭФа говорили, что не располагали информацией о присутствии на форуме дочери президента России. В прошлом году Тихонову в Давосе не видели, хотя Кирилл Шамалов продолжает участвовать в работе форума. В России, однако, она стала несколько более публичным человеком. В октябре 2016 г. Тихонова выступила на чемпионате мира по акробатическому рок-н-роллу в Москве, трансляция велась на сайте РосФАРР. В марте того же года британская газета The Guardian включила Тихонову в список самых влиятельных молодых людей мира.

Российская повестка

Впрочем, Россия уделяет все меньше внимания форуму. Исторически ВЭФ всегда старался помочь России в поиске путей развития. В 2012 г. он организовал в рамках экспертного совета по России (Global Agenda Council on Russia) программу проектов, где рассматривались возможные сценарии развития страны. В работе совета участвовало до 350 человек – экономистов, чиновников, ученых, лидеров мнений. Его исследования представлялись на специальных деловых завтраках форума, куда приходили и россияне, и иностранные инвесторы.

В 2013 г. на форуме было представлено исследование «Сценарии для России», где рассматривались политические, общественные, экономические проблемы, с которыми наша страна может столкнуться в скором будущем. В тот год Давос посетила самая большая российская делегация во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Но представленные сценарии, над которыми эксперты ВЭФа работали весь 2012 год, предрекали стране незавидное будущее. Что бы ни происходило, Россия будет пассивным игроком – либо вяло реагировать на перемены, либо вяло защищаться.

На следующий год группа экспертов ВЭФа под руководством бывшего министра финансов Алексея Кудрина подготовила обзор «Российские регионы: драйверы роста». Тогда ВЭФ выбрал три образцовых региона: Ульяновскую область, Татарстан и Калужскую область. Их губернаторы активно участвовали в российской программе форума, которая приобрела в том году заметный региональный акцент.

В 2015 г. экспертный совет ВЭФа еще больше углубился в микроэкономику и решил обратить внимание на частных предпринимателей из несырьевых отраслей как на экономическую силу страны. Но и исследование «Неизвестная Россия: сила предпринимательства» трудно было назвать оптимистичным. Частный бизнес в России к коррупции уже привык, но боится неопределенности в экономике, констатировали эксперты.

Наконец, в прошлом году уже не было ни стратегического доклада о России, ни делового завтрака. Экспертный совет переключился на проект «Цифровая Россия», но его самым заметным событием стал релиз видеоклипа Digital Russia группы «Уматурман». ВЭФ сообщал, что на четвертый год решил подготовить серию эссе о гораздо менее заметных и зачастую неуловимых изменениях – в частности, как «цифровизация меняет общество, культуру, нормы и создает невидимую инфраструктуру, которая закладывает основы для того, что экономисты называют пограничным ростом».

Взаимное снижение интереса видно не только по российской повестке, но и по числу участников-россиян. Если в 2014 г. их было 76, то в 2015 г. – 67, в 2016 г. – 62, столько же и в этом (по данным ВЭФа). При этом если в предыдущие три года в Давос приезжало более 2500 человек, то в 2017 г. ожидается рекордное количество – около 3000. Наиболее ярко отношение властей к форуму проявилось в прошлом году, когда российскую делегацию было поручено возглавить вице-премьеру, представителю президента в Дальневосточном федеральном округе Юрию Трутневу.

«На форуме абсолютно нечего делать – только бессмысленно терять время. Много лет ездили зря, решили, по крайней мере в этом году, не ездить. К тому же дорого: чтобы нормально съездить двум людям, набегает примерно 500 000 евро» в год для компании, имеющей один из партнерских статусов, поделился участник форума прошлых лет.

Если отдельные проекты с зарубежными инвесторами по-прежнему возможны и бизнесмены и чиновники надеются на них, то статистика прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию и из нее свидетельствует: пространство для маневра в Давосе сильно сжалось. Приток ПИИ с 2013 по 2015 г. упал почти в 10 раз, хотя за первое полугодие 2016 г., по данным Банка России, превысил показатель за весь позапрошлый год (см. график). Российские же инвесторы в прошлом году были гораздо менее активны, чем в 2015 г., когда их вложения за рубежом сократились почти в 4 раза по сравнению с 2013 г.

«России на форуме уделяется объективно столько места, сколько она сама занимает в мировой экономике. За исключением сырьевой конъюнктуры, мы какого-то особого влияния на мир не оказываем, соответственно, носиться с русскими тут никто не собирается, а мы к такому отношению на официальном уровне не привыкли, – говорит топ-менеджер – завсегдатай Давосского форума. – Тем не менее задачу себя показать никто не отменял».

Клип группы «Уматурман» Digital Russia, представленный на форуме в 2016 году

Работа с ВЭФом

Но те, кто едет в Давос, уверены: форум – уникальная площадка для установления деловых контактов и поиска инвесторов. «Участие в Давосском форуме принесло мне несколько удач. Было общение с некоторыми людьми, с которыми затем заключались сделки», – говорит Давид Якобашвили, посещавший Давос около 20 лет. Именно участие в форуме позволило бизнесмену и его партнерам в 2010 г. продать «Вимм-билль-данн» компании PepsiCo за $3,8 млрд. «Если бы я не познакомился в Давосе с гендиректором PepsiCo Индрой Нуйи, то не о чем было бы сейчас разговаривать», – рассказывает Якобашвили. После знакомства он встречался с Нуйи в Давосе еще пять или шесть раз, и в итоге они договорились о сделке.

В этом году Якобашвили также рассчитывает пообщаться с международными инвесторами. Второй год подряд с ним едет 24-летний сын, выпускник Нью-Йоркского университета Михаил Якобашвили. Он занимается недвижимостью и проектом по разработке добавок к нефтепродуктам, снижающих на 60–70% выбросы оксидов углерода и азота.

«Это не просто экономический форум, это многомерная матрица: на одной оси – страны и политики, на другой – отрасли и компании с их руководителями, на третьей – персоналии и яркие люди, от экспертов до ученых и музыкантов. В зонах пересечения и формируется главный нерв – фокусы и тренды развития, глобальная повестка», – говорит Миронюк из Сбербанка.

«Благодаря ненормальной концентрации визионеров на 1 кв. км за три дня можно понять, куда движется мир, у кого какие проблемы, цели, успехи и неудачи. Это помогает сделать выводы, как развивать свою компанию, какие есть риски и возможности», – говорит основатель и гендиректор «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский, который начал сотрудничать с ВЭФом в 2012 г. Имея статус «партнер форума», его компания пользуется возможностями, открывающимися не только во время давосского саммита. «Мы участвуем в экспертной деятельности ВЭФа, в их публикациях, в региональных встречах и конференциях, таких мини-Давосах», – добавляет бизнесмен. Основная ценность ВЭФа – «знакомства и интересные люди, с которыми мы встречаемся и в Давосе, и в течение года», резюмирует Касперский.

Действительно, некоторые используют форум только как площадку для встреч. «Многие гендиректора используют его так же, как и мы: прилетают, проводят несколько десятков встреч и улетают, так и не зайдя ни разу на сессии в конгресс-центре», – говорит топ-менеджер – завсегдатай Давоса.

Миллионы с форума

Компании могут выбирать разные уровни партнерства с форумом. От этого зависит, с одной стороны, размер их годового взноса (150 000–600 000 швейцарских франков, см. инфографику), а с другой – степень вовлеченности в его деятельность, участие в мероприятиях, а также предоставляемые им привилегии, от приоритетного резервирования отеля до экспертной помощи в поиске проектов и событий ВЭФа, консультаций по участию в них, презентации информации о компании в материалах и мероприятиях и проч. Выбор вида партнерства зависит от разных критериев, включая «размер компании, отрасль, в которой она работает, ее корпоративное поведение, заинтересованность в круглогодичном участии в формировании повестки дня и деятельности форума, обеспечение участия топ-менеджеров во встречах – как в Давосе, так и в других», поясняет представитель пресс-службы ВЭФа Макс Холл. Форум также привлекает к участию менее крупные, динамично развивающиеся компании, чтобы обеспечить разнообразие участников и представительство новых сегментов рынка, добавляет Холл. Их приглашают стать «членами форума» (годовая плата – 25 000 франков). «Они предлагают новые взгляды и инновационные подходы, которые учитываются в деятельности ВЭФа в течение года, но не участвуют в ежегодном саммите в Давосе. Сейчас на этом уровне около пяти российских компаний», – говорит Холл. Годовым взносом платежи могут не ограничиваться. Так, за допуск на давосский саммит компания должна заплатить еще по 27 000 франков за участника. В документах ВЭФа подчеркивается, что это «неангажированная, некоммерческая» организация. Но топ-менеджер – завсегдатай саммита в Давосе считает, что «по сути это коммерческое предприятие и зарабатывание денег на крупных компаниях стоит во главе угла». Это действительно уже очень крупный бизнес – в 2016 финансовом году выручка ВЭФа превысила $230 млн (см. инфографику). Львиную долю выручки (63%) форуму приносят взносы партнеров, 19% приходится на взносы за участие в его мероприятиях и 15% – взносы членов. Издержки форума примерно в равной степени приходятся на оплату труда сотрудников (452 штатных работника на 30 июня 2016 г., средняя зарплата – $230 000 в год) и накладные расходы (аренда помещений и организация мероприятий).

Компании, имеющие партнерский статус, могут пользоваться предоставляемыми возможностями в полной мере, а могут – только некоторыми. Например, президент Сбербанка Герман Греф входит в попечительский совет ВЭФа. «Базэл» и UC Rusal участвуют в саммите в Китае, в течение года – в рабочих группах по металлургии и энергетике, которые позволяют быть в курсе процессов в мировой индустрии. А владелец и совладелец этих компаний Олег Дерипаска также является членом международного совета по экологии. «Алроса» активно работает с форумом на протяжении всего года, рассказывает представитель компании.

Некоторые компании проводят светские мероприятия. Российские хедлайнеры Давоса – Сбербанк и ВТБ – ежегодно организуют крупные вечеринки и деловые завтраки. «Базэл» традиционно организует концерты, представляя русское классическое и народное исполнительское искусство; второй год подряд в Давосе будет выступать Денис Мацуев. Устраивало вечеринки и «Открытие», но его представителей в этом году на форуме не будет. «Мы давние члены форума в Давосе и ими остаемся. Но в этом году по личным обстоятельствам топ-менеджеры не смогли принять участие», – пояснил представитель компании.

«По моим многолетним наблюдениям, российские компании в отличие от западных, китайских или индийских не отбивают затраты на форум, – утверждает Миронюк. – У ВЭФа есть несколько ценностей: страновые, отраслевые, экспертиза, связи с общественностью и чиновниками, общение. Россияне плохо пользуются этими возможностями. Российская корпоративная тусовка зачастую общается сама с собой, максимум – встречи с отраслевыми партнерами, не участвуют активно в смысловой части форума, не занимаются глобальной экспертизой, в конце концов – даже самопиаром».

Кто представлял Россию на Давосском форуме

Расходы на форум немаленькие, признает гендиректор «Фосагро» Андрей Гурьев, «но, с нашей точки зрения, они окупаются». «Эффект от форума сложно оцифровать, он выражается скорее в возможности участвовать в интересных дискуссиях, в принятии важных для мирового сообщества решений по острым проблемам. Это также новые знакомства, новые контракты, имиджевая составляющая и потенциальные возможности для развития бизнеса», – добавляет он.

Впрочем, в отдельных областях россияне могут представлять для коллег из других стран серьезный интерес. На ежегодных деловых завтраках Сбербанка 60–70% гостей – иностранцы; спикеры и темы дискуссий заранее продуманы, в этом году Греф, в частности, будет говорить о качестве лидерства и управления в бизнесе, рассказывает Миронюк. «Растет интерес к проблемам кибербезопасности, – говорит Касперский. – Ожидаю, что это будет одной из самых горячих тем для обсуждения и в этом году. Большой интерес к проблематике промышленной кибербезопасности, чего не было пять лет назад. Сначала нас вообще особенно не замечали, потом стали слушать с интересом как рассказчиков забавных небылиц, потом стали слушать уже озабоченно, а теперь гендиректора других компаний сами зовут на встречи и просят совета».

И для чиновников форум – отличная возможность наладить и развивать связи с международными инвесторами и бизнесом, разъяснять нашу позицию, считает Беляков: «Давос сближает: если познакомишься там с кем-то, а потом летишь в Лондон или в Нью-Йорк, еще куда-то, у тебя значительно больше возможности встретиться с ними за чашечкой кофе». Правда, наши чиновники больше привыкли к традиционным сессиям и двусторонним переговорам, а есть такой популярный в Давосе формат, как «на ногах переговорить за чашкой кофе». «Это неформальный разговор, он сближает и убирает дистанцию», – говорит Беляков.

Например, на форум от Республики Татарстан поедет президент Рустам Минниханов. Он впервые побывал на форуме еще в 2007 г., будучи премьер-министром республики. «Сегодня важно понимать, что нельзя замыкаться границами одной страны и одного региона, – передал Минниханов «Ведомостям» через пресс-службу. – Мы должны быть интегрированы в мировые процессы. ВЭФ и его мероприятия как раз нацелены на это».

В подготовке статьи участвовали Маргарита Папченкова, Александра Терентьева, Павел Кантышев, Ринат Сагдиев, Елена Мухаметшина, Дарья Борисяк, Александра Прокопенко, Иван Васильев

Давос накануне Всемирного экономического форума

Давос в ожидании Всемирного экономического форума