Инфляция на историческом минимуме

Самыми первыми цели ЦБ достигают слабейшие регионы
Задача по снижению инфляции в 2017 г. будет сложнее/ Максим Стулов/ Ведомости

Индекс потребительских цен в 2016 г. составил 5,4%, сообщил Росстат, подтвердив свою декабрьскую оценку. Это минимальный темп инфляции по итогам года за всю историю России, предыдущий рекорд был в 2011 г. – 6,1%. В 2015 г. инфляция была 12,9%.

За декабрь цены выросли на 0,4%, так же, как и в ноябре; годовой индекс снизился до 5,4% с ноябрьских 5,8%. В декабре замедление темпа роста цен продолжилось по всем группам товаров: на продовольствие – до 4,6% с 5,2% в ноябре, на непродовольственные товары – до 6,5% с 6,7%, на услуги – до 4,9% с 5,3%. Начинался 2016 год с инфляции в 9,8% (январь к январю предыдущего года). Последовательно снижались и инфляционные ожидания: в январе прошлого года консенсус-прогноз по инфляции 2016 г. составлял 8,3%, напоминает Олег Кузьмин из «Ренессанс капитала».

Столь быстрое снижение инфляции во многом объясняется эффектом высокой базы 2015 г., отмечают эксперты Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка. Основные причины – слабый потребительский спрос, укрепление рубля, хороший урожай, а также разумная денежно-кредитная политика, перечисляет Кузьмин; повлияла и бюджетная политика по ограничению индексации пенсий и зарплат. В целом это хороший пример того, как страна может быстро укротить рост цен после девальвационного шока, не опасаясь проводить ограничительную денежно-кредитную политику в условиях двухлетней рецессии, считает Кузьмин.

Несмотря на почти двукратное снижение инфляции, за год ЦБ снизил ключевую ставку лишь дважды суммарно на 1 п. п. до 10%. В реальном выражении она высока – более 4,5% в сравнении с текущей инфляцией и 6% в сравнении с целевой инфляцией ЦБ в 4% на конец 2017 г. Политика ЦБ в 2017 г. останется жесткой, ожидают аналитики: к концу года ставка снизится лишь до 8%, предполагает консенсус-прогноз Bloomberg. Несмотря на успехи в снижении инфляции, достижения Центробанком своей цели рынок пока не ожидает: консенсус-прогноз по инфляции в 2017 г. – 5%.

Снижение темпов роста цен в 2017 г. продолжится, но замедление будет ограничено инертностью инфляционных ожиданий, считают эксперты ЦМИ, а также оживлением спроса, ростом реальных зарплат и, вполне возможно, предвыборным увеличением расходов бюджета. Даже несмотря на произошедшее резкое снижение инфляции, ее текущие помесячные темпы соответствуют инфляции в 5% в годовом выражении, указывают они. Если не будет внешних потрясений, инфляция замедлится до 4% уже в III квартале, даже раньше, чем планирует ЦБ, возражает Дмитрий Полевой из ING: это повлияет и на инфляционные ожидания.

Индекс финансовых настроений населения, измеряемый Сбербанком, стагнировал весь 2016 год, незначительно повысившись в декабре за счет улучшения ожиданий, причем люди, веря в улучшение экономики страны, не верят в улучшение своего материального положения. Это сдерживает рост потребления, отмечают эксперты ЦМИ. Оборот розницы после 10%-ного спада в 2015 г. сократился еще на 5,1% за январь – ноябрь 2016 г. Реальные доходы населения падают третий год (на 0,5% в 2014 г., на 4,1% в 2015 г., на 4,1% за январь – ноябрь 2016 г.), за два года – с начала падения в ноябре 2014 г. к ноябрю 2016 г. – они сократились на 10,5%.

Самыми первыми цели ЦБ по инфляции достигают слабейшие. По итогам 11 месяцев 2016 г. инфляция на уровне и даже ниже цели ЦБ (3,1–4,2%) зафиксирована в семи российских регионах (Ингушетия, Мордовия, Удмуртия, Тува, Оренбургская, Саратовская и Магаданская области); в основном это малообеспеченные регионы с высокой долей сельского населения, высокой демографической нагрузкой и отрицательной внутренней миграцией (т. е. те, из которых уезжают). В Магадане местные власти регулируют торговые надбавки на социально значимые товары.

Прошедший 2016 год назвали удачным 37% россиян, это минимум за 15 лет, фиксируют авторы Индекса финансовых настроений. Однако если 2015 г. сочли труднее предыдущего 55%, то 2016 г. – уже только 48%. Но подобные итоги говорят о постепенном привыкании людей к ухудшающемуся качеству жизни, а не об улучшении экономического положения, пишет ЦМИ: год показался легче только благодаря тому, что предыдущий был экстремально плохим.