Популярная схема ухода от налогов при продаже недвижимости может сохраниться

Минфин Кипра утверждает, что договорился с Россией пока не менять правила
Кипр поборется за российскую недвижимость/ Yiannis Kourtoglou/ REUTERS

Изменение порядка взимания налогов с доходов от продажи недвижимости было одной из ключевых правок соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром в 2010 г. Владение недвижимостью через кипрские структуры позволяло не платить налоги в России. «Никто не продавал московскую недвижимость, все продавали ее кипрских владельцев», – замечает партнер Ronlaw Partners Павел Романенко.

Соглашение было поправлено, чтобы закрыть лазейку: при продаже акций или долей компании, более 50% активов которой составляет недвижимость, налог платится по месту ее нахождения.

Выстраивание длинных цепочек владения от налога не избавит, отмечает партнер EY Марина Белякова. Правда, вступили в силу новые правила с большой отсрочкой – только с нынешнего года (сам протокол с другими изменениями – в 2012 г.). Бизнес готовился к этому, говорят опрошенные консультанты. Многие стремились быстрее закрыть сделки, рассказывает партнер КPMG Анна Воронкова.

Но отсрочка может быть продлена. Как сообщил в конце прошлого года минфин Кипра, он договорился с российским Минфином отложить вступление новых норм в силу, работа над дополнительным протоколом к соглашению уже завершается.

Представитель российского Минфина не ответил на вопрос. Переговоры велись, знают несколько налоговых консультантов.

Обратную силу имеет

Изменения уже вступили в силу и, чтобы внести дополнения в соглашение, по стандартной процедуре потребуется по меньшей мере год, замечают эксперты PwC. А значит, при сделке налог уже может взиматься, предупреждает Лазорина, если же вступление новых правил будет отложено, то иностранный продавец может вернуть уплаченный налог из бюджета.

Минфин Кипра утверждает, что ограничения заработают позже, когда такие же изменения будут внесены в соглашения России с другими европейскими странами. Кипр изначально настаивал на таком условии, с ним и была связана отсрочка, вспоминает Воронкова.

Такие или похожие поправки уже внесены во многие соглашения, в частности с Люксембургом, Мальтой, Швейцарией, Сингапуром, говорится в обзоре PwC. Но наибольший интерес представляет корректировка соглашения с Нидерландами, указывают они. Именно оно особенно беспокоило Кипр, согласна Воронкова, и в нем такое ограничение отсутствует.

Компании искали замену Кипру, знает Воронкова, например, в соглашении с Сингапуром более щадящий порог – 75%. Многие клиенты рассматривали альтернативные варианты, среди которых перевод холдингов в Нидерланды или Россию, в том числе под российские ЗПИФы, рассказывает Белякова, но далеко не всем это удалось, многим помешали ограничения на реструктуризацию (например, условия кредитных договоров).

Выполнить новые правила будет непросто, единодушны консультанты. Всегда возникал вопрос – как узнать о сделке, говорит Воронкова, хотя инструментов у налоговиков все больше: например, нужно сообщать ФНС о контролируемых иностранных компаниях, с 2018 г. заработает автоматический обмен информацией, российские компании обязаны хранить данные о бенефициарных собственниках. Но нет ответа на вопрос, как платить налог, если все участники сделки иностранцы, замечает Воронкова. В таком случае механизм уплаты непонятен, согласна партнер PwC Екатерина Лазорина. Как правило, эти доходы освобождаются от налогов и на Кипре, и в Нидерландах (при выполнении определенных условий), замечает Белякова.

Впрочем, привлекательность подобных схем уже снижается, говорит Романенко. С накопленной в контролируемых иностранных компаниях прибыли в 2017 г. удерживается налог (20 или 13%), кроме того, налоговики могут отказать в применении соглашения, если реально доход получает резидент другой страны, а не участников соглашения (концепция бенефициарного собственника), указывает Лазорина. Бизнес меняет структуры владения, отмечает сотрудник налоговых органов.