Регионы получают все новые возможности увеличивать имущественные налоги

Они смогут оспаривать снижение кадастровой стоимости земли
Регионы получают все новые возможности для наполнения бюджетов имущественными налогами
Регионы получают все новые возможности для наполнения бюджетов имущественными налогами / С. Портер / Ведомости

Проект поправок в закон об оценочной деятельности, усложняющий снижение кадастровой стоимости земельных участков, правительство внесло в Госдуму в конце прошлого года. Он разрешает местным органам власти, а также властям Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя оспаривать в суде решения комиссий при Росреестре, если они существенно снизили кадастровую стоимость. Что считается существенным снижением, в законопроекте и сопроводительных материалах не указывается. Сейчас муниципалитеты могут оспаривать такие решения, только если сами являются собственниками земли.

Законопроект разработан во исполнение постановления Конституционного суда, отмечает замминистра экономического развития Николай Подгузов, он предписал правительству разработать такую поправку. У муниципального образования может быть законный интерес оспорить решение комиссии, принятое по инициативе собственника участка, решил Конституционный суд в июле 2016 г. (см. врез). Кадастровая стоимость влияет на налоги и заинтересованность муниципальных образований налицо, согласен с Конституционным судом член Общественной палаты Тахир Мамедов.

За 11 месяцев 2016 г. комиссии рассмотрели почти 42 000 заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, и почти половина была удовлетворена (см. график). От кадастровой стоимости рассчитываются имущественный и земельный налоги.

Все изменения в регулировании кадастровой оценки ради увеличения налоговой базы регионов и новое предложение не исключение, говорит вице-президент Международной академии ипотеки и недвижимости Ирина Радченко. Уже отменен мораторий на кадастровую переоценку: регионам дано право самим решить, оставят они стоимость неизменной на уровне 2014 г. до 2020 г. или смогут ее повысить. Большинство регионов воспользовались правом на пересмотр, сообщал «Ведомостям» в 2016 г. Росреестр. Одной из первых это сделала Москва: стоимость земельных участков выросла на 1,5%, недвижимости – на 2,5%. Бюджет Москвы получит дополнительные 5,7 млрд руб. в год, говорил ранее представитель департамента финансов столицы.

Земельный вопрос

Оказавшееся в Конституционном суде дело было связано со снижением стоимости земельного участка группы «Илим», оцененного в 7 млрд руб. (на 1 января 2012 г.). Комиссия установила, что рыночная стоимость – 452 млн руб. Но администрация Братска оспорила решение в Иркутском областном суде – по ее оценке, стоимость земельного участка составила 1,6 млрд руб. Спор дошел до Конституционного суда, куда обратилась администрация Братска с просьбой признать неконституционной норму закона об оценке, позволяющую органам местного самоуправления оспаривать стоимость только принадлежащих им объектов.

Другой принятый в прошлом году закон ввел государственную монополию на кадастровую оценку – с 2018 г. ее будут проводить государственные бюджетные учреждения.

В Москве земля в основном принадлежит городу, но в регионах многие интересные участки перешли в частные руки, замечает президент саморегулируемой организации оценщиков «Экспертный совет» Алексей Каминский. Оспаривать по законопроекту предлагается не кадастровую стоимость, а решение комиссии, обращает внимание Каминский, для этого достаточно признать отчет об оценке, представленный собственником, не соответствующим требованиям законодательства. Это проще, чем оспорить стоимость, указывает Каминский. Есть принципиальная разница между оспариванием стоимости и решения комиссии, согласен Мамедов.

Если все, что решают комиссии, может быть оспорено городом в суде, то какой в них смысл, рассуждает Каминский, это лишает регионы стимулов создавать комиссии, в которые входят не только чиновники, но и представители оценщиков. Тогда оспорить кадастровую оценку можно будет только в суде.

Можно было бы дать местным властям право оспаривать не решение комиссий, а стоимость, предоставляя собственный отчет и доказывая, что вариант муниципалитета ближе к рынку, предлагает Каминский.

Если не определить, какое снижение стоимости считается существенным, то пересматривать смогут любое, говорит Радченко. Там, где нет точных цифр, есть простор для коррупции, замечает она.

Регионы получают все новые возможности для наполнения бюджетов имущественными налогами