ЦСР нашел причины провала прежних стратегий России
Это чиновники, неверные цели и формальное исполнение задачСтратегия-2020 выполнена на 29,5%, а стратегия-2010 – на 39%, подсчитали эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) в исследовании: главная проблема – имитация их исполнения. Эксперты хотят учесть негативный опыт, чтобы избежать ошибок при написании стратегии развития 2018–2024 гг. В ней должны быть рецепты, как помочь экономике России обогнать мировую к 2019 г.
Концепций пишется много и известные вещи в них повторяются давно, но прогресса мало, скептичен Владимир Тихомиров из БКС: нужны институциональные реформы, но нет политической воли, потому что их проведение может ограничить, например, бюрократию – основную группу поддержки власти.
Выполнять поставленные в стратегиях задачи мешали чиновники, разногласия в экспертном сообществе и противоречия лоббистов, пришли к выводу эксперты ЦСР. Влияние групп интересов не было должным образом уравновешено через эффективные каналы общественного участия, говорится в исследовании.
Есть и хороший пример краткой формы для фиксации национальных приоритетов – майские указы. Но из-за недостаточной проработки возникли проблемы с их реализацией, отмечается в исследовании: выполнение указа о повышении зарплаты врачам и преподавателям привело к резкому сокращению штатов и недовольству людей, с одной стороны, и разбалансировке региональных бюджетов – с другой. Но делать указы и национальные проекты невозможно широким фронтом, констатирует президент партнерства «Новый экономический рост» Михаил Дмитриев: такой механизм может работать только на ограниченном числе приоритетов. Сейчас нужно ускорить экономический рост и поддерживать 15 лет высокие темпы, приводит пример он: майские указы проще увязать с этой целью через стратегию.
Совет чиновникам
Ключевая причина провала многих преобразований – споры министерств о мероприятиях планов, пишут эксперты, получившиеся документы – плод или компромисса, в котором все слабо заинтересованы, или «бюрократического выкручивания рук». Эксперты ЦСР предлагают выносить на совещание не таблицу разногласий, а несколько вариантов решения.
Может помочь переход к трехступенчатой системе стратегического планирования, где на первом уровне будет сама концепция развития, считают в ЦСР. В ней будут комплексно сформулированы цели и задачи. Второй и третий уровень – более приоритетные (мобилизационные) и менее приоритетные программы. В отличие от старых форматов в системе не будет бюрократического плана реализации стратегии, который не различает меры по приоритетности, объясняет Дмитриев: «Главная проблема – как только стратегия превращается в инструмент прямого действия, т. е. получает план реализации, умирает все» (см. врез).
Можно создать Агентство экономического развития, которое могло бы согласовывать интересы разных министерств, полагает завлабораторией математической экономики ЦЭМИ Виктор Полтерович. Проблема в том, что в бюрократической среде нужен орган, который бы добивался того, чтобы задачи выполнялись проектным способом, поясняет Дмитриев.
Реформы буксуют из-за столкновения общественных сил – например, бюрократия и предприниматели не могут договориться о повышении роли суда, а не органов государственной безопасности, рассуждает научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин: «Пока такая система существует, я не знаю, как будут осуществляться реформы Алексея Кудрина. И думаю, и он не очень хорошо знает».