Налоговая реформа нефтяникам пока не грозит

Минфину придется исключить идею об обнулении экспортных пошлин из бюджетных документов
Минфину придется исключить идею об обнулении экспортных пошлин из бюджетных документов
Минфину придется исключить идею об обнулении экспортных пошлин из бюджетных документов / М. Стулов / Ведомости

Исключить идею о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли из проекта Основных направлений налоговой политики (ОННП) Минфину поручено по итогам бюджетной комиссии в пятницу. Об этом говорится в протоколе комиссии, с которым ознакомились «Ведомости». Его достоверность подтвердили два чиновника.

Налоговый маневр – повышение НДПИ, снижение пошлин и акцизов – запущен с 2015 г. Реформа должна была завершиться в 2017 г., когда пошлины опустились бы до 30%. Но Минфин предложил не останавливаться и обнулить пошлину уже в 2018 г. Пошлины выполняют не свойственные им функции по изъятию нефтяной ренты и поддержке НПЗ (чем выше пошлина, тем ниже внутренняя цена нефти), говорится в ОННП. Таможенную субсидию НПЗ чиновник Минфина оценивал в 600 млрд руб. (при $50/барр.). Чтобы поддержать нефтепереработку и избежать роста цен на бензин, Минфин предлагал ввести отрицательные акцизы на нефть: это вернуло бы НПЗ 300 млрд руб. из потерянных 600 млрд.

Планов изменить график маневра у Минфина нет, «поэтому ОННП не содержат положений, касающихся завершения маневра», передал через пресс-службу замминистра Илья Трунин. Представитель Минэнерго предложил обратиться с вопросами в Минфин. Опрошенные нефтяные компании отказались от комментариев.

Уже теряют

По подсчетам нефтегазового центра EY, за последние два года маржа среднего НПЗ в России и так снизилась втрое (до 800 руб./т из-за ухудшения ценовой конъюнктуры и влияния маневра), а в 2017 г. отрасль может потерять еще примерно 400 руб./т из-за снижения таможенной субсидии.

Маневр – это серьезная перетряска бюджета, решено повременить, объясняет участник совещаний в правительстве. «Если Минфин найдет компромисс с компаниями, то, возможно, получится завершить маневр, – уверен чиновник финансово-экономического блока. – Компании в принципе не против, но им нужно больше времени. Против – Минэнерго». Минфин считает, что у нефтяников нет выбора – в любом случае придется доплатить: «модификация налогов» должна принести 150 млрд, 175 млрд и 210 млрд руб. в 2017–2019 гг. соответственно, следует из проекта Основных направлений бюджетной политики. Если компании не устраивает маневр, есть запасной вариант – увеличить НДПИ, говорил Трунин.

Маневр – лучший выбор для бизнеса, считает первый чиновник, «и чем выше НДПИ, тем больше шансов договориться». Просто повышать НДПИ в долгосрочной перспективе неправильно, уверен он.

«Маневр очень сильно ударит по марже нефтепереработки таких компаний, как «Роснефть», это может привести к локальному дефициту топлива – мы этого не можем допустить», – указывает высокопоставленный чиновник. Переработку поддержат отрицательные акцизы, спорит участник совещания в правительстве, можно снизить и акцизы на топливо. Но нефтяники не доверяют государству и боятся, что в случае проблем с бюджетом именно акцизы будут повышены в первую очередь, продолжает собеседник «Ведомостей». Обещаниям про отрицательный акциз отрасль не верит, подтверждает сотрудник нефтяной компании: «Как Минфин собрался его считать? Точно ли это компенсирует все потери или очередная уловка Минфина?»

Несмотря на масштабную модернизацию, большинство НПЗ уже в крайне затруднительном положении, говорит топ-менеджер другой нефтяной компании, наоборот, нужно думать о стимулах.

Обнуление экспортных пошлин негативно скажется на марже нефтепереработки и сбытового бизнеса, сильно пострадают бункеровка и топливообеспечение, говорит собеседник в одной из нефтяных компаний.

Проводимый маневр и рост акцизов и так урезают ежегодно субсидию НПЗ, подчеркивает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Отмена пошлин – это вопрос времени, считает он: в конечном счете реформа снизит риски и нефтяников, и потребителей, и бюджета.