У госзаказчиков осталось две недели, чтобы освоить бюджет
Опоздавшим придется согласовывать закупки с казначействомНа объявление федеральных госзакупок осталось чуть больше двух недель (до 30 сентября), иначе их нельзя будет оплатить за счет бюджета. На закупки, объявленные позже, Минфин не будет выделять деньги. Исключение – гособоронзаказ, закупки по решению президента и правительства, у естественных монополий (в том числе ЖКХ), закупки не дороже 100 000 руб. (см. врез).
Госзаказчики разместили извещений на 3,7 трлн руб., а заключили контрактов в 2016 г. на 3 трлн руб., по данным сайта zakupki.gov.ru. Тогда как за весь 2015 год по тем же открытым статьям заключено контрактов на 5,4 трлн руб. Из них федеральный заказ – 1 трлн руб. с начала 2016 г. и 2 трлн руб. в 2015 г. Общий госзаказ будет сопоставим с прошлым годом, но открытая часть будет меньше из-за роста доли закупок по линии гособоронзаказа, объясняет федеральный чиновник.
На что можно
Тратить федеральный бюджет можно учреждениям культуры (до 400 000 руб.), а также расходовать государственные деньги можно на покупку билетов в зоопарк, театр, кинотеатр, на концерт, в цирк, музей или на спортивное мероприятие, услуги по водо- и газоснабжению, подключению к сетям, на мероприятия по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ и проч.
Новые правила были введены в первую очередь для повышения бюджетной дисциплины, чтобы избежать синдрома декабря (когда резко растут расходы. – «Ведомости») и более равномерно направлять деньги в экономику, объясняет заместитель руководителя Федерального казначейства Станислав Прокофьев. По некоторым распорядителям бюджетных средств «идет растаскивание» до 25% денег на важные, может быть, но не совсем теперь эффективные расходы, сетовала первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко: самые неэффективные расходы, по данным Счетной палаты, осуществляются в конце года.
Если Минфин будет последовательно двигаться вместе с правительством, то «правило IV квартала» позволит аккумулировать от 200 млрд до 300 млрд руб., говорила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова в интервью «Известиям». Сумма возвратов по госконтрактам не будет большой, «в пределах 30 млрд руб»., скептичен федеральный чиновник: «Ее могут использовать уже в 2016 г. для покрытия дефицита бюджета». Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».
Многие заказчики услышали о новом правиле летом, а готовиться начали в сентябре, кто-то не слышал до сих пор, объясняет директор Балтийского тендерного центра Виктор Дон. Но это не препятствие для крупных заказчиков – разместить извещение о готовящейся закупке можно и до получения бюджетных денег (конкурс без денег нельзя проводить), рассказывает он: крупные заказчики в оставшееся до 30 сентября время разместят в Единой информационной системе избыточное количество извещений со сроком подачи заявок до ноября-декабря, потом по мере поступления средств будут корректировать их, а в противном случае – удалять. Лишатся доведенных лимитов только небольшие получатели, чьи закупщики не в курсе изменений, полагает Дон.
Разные траты
Кассовое исполнение по контрактуемым расходам у 92 главных распорядителей сильно разнится – от 9,2% у Минэкономразвития до 80,9% по Росжелдору. За январь – июль 2016 г. заключено 462 908 федеральных контрактов – на 2,7% больше, чем годом ранее.
Чтобы у госзаказчиков не возникло сложностей, предусмотрены механизмы подстраховки, например, заказчик может оставить 10% неиспользованных денег и размещать на них заказы, если потребуется, обещает Прокофьев. Первый раз это будет сделано не императивно, а по согласованию с главными распорядителями бюджетных средств, в письме Минфина и казначейства специально объясняется, что получатель вправе обратиться, представить обоснование и попросить разрешить провести закупки по статьям-исключениям, напоминает Прокофьев: «Мы не будем никого автоматически блокировать».
Пока бюджет по расходам исполнен на 60% от плана, по данным Минфина за январь – август (см. график). Расходы по госконтрактам (по открытым статьям) составили 908 млрд руб., или 38,9% доведенных средств по состоянию на 1 августа, сообщил представитель Счетной палаты.
Ужесточение бюджетного контроля – новое правило расходов на госзаказ и обязательное казначейское сопровождение дадут определенный эффект, говорит Андрей Чернявский из Центра развития Высшей школы экономики, но сокращение расходов все равно понадобится. Стремление ужесточить бюджетную дисциплину вызвано не только желанием навести порядок, это и еще один способ экономии, замечает он. Серьезный недобор доходов (порядка 900 млрд руб.) и стремление Минфина сохранить средства резервного фонда заставляют искать дополнительные пути экономии, объясняет он.