Бюджет-2017 может быть однолетним

Вернуться к трехлетке мешают выборы и отсутствие ключевых решений по налогам
Председатель правительства Дмитрий Медведев указывает, что бюджет может быть принят еще один раз на один год
Председатель правительства Дмитрий Медведев указывает, что бюджет может быть принят еще один раз на один год / Д. АБРАМОВ / Ведомости

Как выяснили «Ведомости», очередной бюджет правительство может готовить как однолетний – только на 2017 г. – об этом знают три федеральных чиновника разных ведомств. На трехлетке видны все проблемы, объясняет один из этих чиновников: свести бюджет даже 2017 г. с тем дефицитом, что предлагает Минфин (3,2%), практически невозможно. Чтобы бюджет был реалистичным, в нем должны быть учтены решения по налогам, даже если они будут приняты после 2018 г., по пенсионной системе, а сейчас их нет и нет уверенности, что они будут приняты до конца года, подхватывает другой чиновник. Выборы тоже мешают, добавляет третий чиновник.

Несмотря на трех­лет­ний бюджет, де-фак­то у нас однолетнее планирование, констатирует Владимир Тихомиров из БКС, это просто отражение текущей ситуации: ясности, что будет твориться в российской и мировой экономике, немного, непонятно, что будет и после президентских выборов.

Такими действиями чиновники увеличивают неопределенность, констатирует Наталия Орлова из Альфа-банка: получается, правительство через однолетний бюджет пытается уйти от ответа на неприятные вопросы о будущем налогообложении физических лиц и компаний. Все понимают, что изменения должны быть, и чем дольше нет ответа на вопрос, какими они будут, тем больше будет неопределенность. «Это классический пример, когда неопределенность негативно влияет на экономический рост и макроэкономические показатели», – заключает Орлова.

«Надо возвращаться к трехлетнему планированию, это дает нам более четкое видение перспективы», – говорил премьер-министр Дмитрий Медведев в Госдуме в апреле. В августе он же сетовал, что бюджет 2016 г. может недосчитаться 1,5 трлн руб. доходов (см. врез на стр. 05).

А в 2017 г. доходов может быть еще меньше, чем в 2016 г., предупреждает федеральный чиновник. Расходы правительство решило заморозить – 15,787 трлн руб. (что приведет к их сокращению в реальном выражении), а также сократить на 5% незащищенные статьи бюджета, это еще около 250 млрд.

Из-за скачков цены на нефть в 2015 г. правительство верстало бюджет без бюджетного правила и только на 2016 г. Вместе с однолетним бюджетом Минфин в октябре 2015 г. внес в Госдуму проект бюджетного прогноза до 2030 г. – всего на шести страницах.

До сих пор обсуждался именно трехлетний бюджет, но в последнее время появилась идея оставить однолетний бюджет еще на год, признает высокопоставленный чиновник: это нужно из-за очень большой неопределенности, сложно планировать бюджет на трехлетку, потому что он будет исполняться уже за пределами выборного цикла, неизвестно, какие решения по доходам и расходам будут приняты.

Трехлетний бюджет выглядел бы как уточнение показателей на 2017–2018 гг., если бы в прошлом году он был принят, но этого не случилось и уточнять нечего, заключает собеседник «Ведомостей»: лучше не связывать себя какими-то цифрами.

Такого обсуждения нет, категоричен представитель Минфина: министерство работает над трехлетним проектом бюджета. Все рабочие совещания по бюджету и все документы готовятся на 2017–2019 гг., говорит пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова. Официально – пока нет, но тема звучала на совещаниях, уточняет чиновник финансово-экономического блока.

Пока в правительстве исходят из того, что налоговая нагрузка в 2017 г. увеличиться не должна, говорит федеральный чиновник: все обсуждения касаются периода после 2018 г. То же самое относится и к конструкции пенсионной системы, утверждает другой чиновник, но нужно быть готовыми, что какие-то изменения вступят в силу с 1 июля 2018 г. или с января 2019 г. Из обсуждавшихся идей: удлинение шкалы страховых взносов, прогрессивная ставка НДФЛ, повышение ставки НДС с одновременным снижением ставки налога на прибыль или рост НДС и снижение страхового взноса.

Неясность текущей ситуации и ее перспектив называлась руководителями промышленных предприятий одним из основных препятствий для экономического роста в начале 2016 г., писал заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики Сергей Цухло. Что происходит в российской экономике, тогда не понимала почти половина руководителей российской промышленности, но уже через полгода уровень непонимания снизился до обычных докризисных 35%. Однако рост понимания, полагает Цухло, скорее всего, связан с осознанием, что в российской экономике ничего не происходит и перспективы ее выглядят аналогично.

Дефицит велик

Законом в бюджете-2016 утверждены доходы в объеме 13,738 трлн руб., расходы – 16,1 трлн руб., дефицит – 3% ВВП. Если среднегодовая цена нефти в 2016 г. будет $40 за баррель, доходы бюджета в 2016 г. могут составить около 12,2 трлн руб., следует из расчетов «Ведомостей», расходы (по уточненным данным Минфина) складываются на уровне 16,278 трлн руб., таким образом, дефицит может составить около 5,2% ВВП.

Сроки правительственного бюджетного планирования не сильно скажутся на российском бизнесе, говорят опрошенные «Ведомостями» предприниматели. Никогда на бюджетное планирование не обращали особого внимания, подчеркивает топ-менеджер крупного сельхозпроизводителя. «За все время работы бюджета по трехлетней системе планирования наша компания ни разу этого на себе не ощутила: как подавали каждый год данные по субсидиям, так и продолжаем, – говорит он. – Может, для правительства при трехлетнем планировании последующие два года работа с бюджетом называется обновлением, но для нас разницы нет».

Топ-менеджер крупной промышленной компании уверен, что отказ от трехлетнего планирования – это шаг назад, но для его компании длина бюджетного планирования особого значения не имеет: «В последнее время трехлетние планы никто всерьез не воспринимал, в этом смысле переход на годичное бюджетирование – это признание реального положения вещей».

Владелец крупного бизнеса, который зависит от государственных компаний, также не видит для себя серьезных рисков от однолетнего бюджета.

«Немедленного эффекта для нас не будет – ни на доходах, ни на расходах [не скажется]», – говорит зампред правления Сбербанка Александр Морозов.

В подготовке статьи участвовали Ирина Скрынник, Виталий Петлевой, Дарья Борисяк