«Роснефть» предлагает пока не увеличивать доступ малого бизнеса к заказу госкомпаний
Минэкономразвития готово поддержать идеюРоснефть» просит правительство еще раз проанализировать, нужно ли повышать долю закупок у малого и среднего бизнеса на специальных торгах, говорится в письме компании (копия есть у «Ведомостей») премьер-министру Дмитрию Медведеву. Принять решение компания предлагает после подведения итогов закупок госкомпаний за весь 2016 год, следует из письма. Его подлинность подтвердили сотрудник другой госкомпании и представитель Минэкономразвития.
С подобным предложением в Минэкономразвития и Корпорацию МСП обращались и «Россети», говорит директор по закупкам госкомпании Юрий Зафесов. Пока квоты успешно выполняют отдельные компании, у остальных возникали сложности, а полные цифры по всем госкомпаниям и естественным монополиям появятся только в начале 2017 г., рассуждает он. Это расширение квот по предложению Корпорации МСП было включено в антикризисный план, напоминает директор департамента Минэкономразвития Максим Чемерисов. Минэкономразвития уже поддержало предложение «Роснефти» отложить увеличение квоты до 1 января 2018 г., говорит замминистра экономического развития Евгений Елин. Надо дождаться итогов закупок при созданном реестре малого и среднего бизнеса и посмотреть, выполняется ли хотя бы квота в 10%, отмечает Елин. «Мы не сторонники нереалистичных норм, которые будут вынуждать заказчиков рисовать дутые результаты», – говорит он. Сейчас данные мониторинга закупок не позволяют однозначно сделать вывод, что заказчики могут выполнить квоту по прямым закупкам, увеличенную до 15%, заключает Елин.
С июля 2015 г. 10% своего заказа госкомпании обязаны отдавать малому и среднему бизнесу на специальных торгах (заказы до 200 млн руб.), а всего – 18%. В марте 2016 г. первый вице-премьер Игорь Шувалов распорядился повысить долю заказа до 15% с января 2017 г. Такие поправки подготовило Минэкономразвития.
«Роснефть» считает, что увеличивать квоты преждевременно: они были введены только в июле и нужно, чтобы механизм проработал хотя бы год. Также компания сомневается, что в запущенном с августа реестре малого и среднего бизнеса будет достаточно данных для проверки компаний (см. врез). Кроме того, не все товары можно закупить у малого бизнеса и сама практика привлечения малого бизнеса к закупкам крупных компаний только формируется. Еще одно предложение компании – определять квоты на закупки у малого и среднего бизнеса, исходя из специфики заказчика, т. е. госкомпании, говорится в письме «Роснефти». Представитель компании не ответил на запрос «Ведомостей».
Поставить 15% как целевой ориентир можно было бы и в 2017 г., но без штрафов за невыполнение квоты, предлагает Зафесов. У самих «Россетей» по итогам 2015 г. доля закупок у малого и среднего бизнеса составила 40%, а по специальным торгам – 19%, рассказывает он. На 1 августа доля торгов, участниками которых может быть только малый и средний бизнес, составила 18,7%, продолжает он, при этом общий объем закупок среди малого и среднего бизнеса – 59,8%. «Дочки» компании также должны увеличить долю специальных торгов до 15%, говорит Зафесов.
Но у многих компаний сложный бизнес и не всегда у малого и среднего бизнеса можно закупить такую продукцию, говорит закупщик одной из госкомпаний, на некоторые тендеры поставщики даже не приходят. Кроме того, 5% из 10% должны относиться к инновационной продукции, это слишком много, считает гендиректор Центра размещения госзаказа Александр Строганов. Сейчас компаниям тяжело выйти на 10%, согласен проректор Высшей школы экономики Александр Шамрин. Правильнее выделить высокотехнологичные компании и снизить для них долю закупок у малого и среднего бизнеса на специальных торгах, предлагает закупщик одной из госкомпаний.
Проблема и в самих специальных торгах, отмечает сотрудник электронной площадки: они не устанавливают никаких требований, на обычных же торгах компания должна доказать, что выполнила хотя бы один контракт.
Прежде чем принимать новые правила, необходимо внимательно проанализировать ситуацию на рынках – есть ли возможность для таких закупок у малого и среднего бизнеса, говорит Шамрин. Без анализа непонятен потенциал малого и среднего бизнеса, согласен Строганов.
Пока поддержка малого и среднего бизнеса за счет закупок крупных компаний не доказала свою эффективность. По данным реестра договоров, это около 6,5% от стоимости всех контрактов. Средняя сумма договора с малым и средним бизнесом – 7 млн руб. Гораздо большие цифры у Корпорации МСП: средняя доля закупок у малого и среднего бизнеса – 26,6%, что более чем в 2,6 раза превышает квоту прямых закупок у него (10%). Представитель корпорации не ответил на запрос «Ведомостей». Но Минэкономразвития обнаружило и многомиллиардные договоры госкомпаний с малым бизнесом. Это, например, контракт «Газпрома» с ООО «СГМ» (ИНН в карточке контракта совпадает с ИНН «Стройгазмонтажа» Аркадия Ротенберга) на 6,2 млрд руб. на строительно-монтажные работы на газопроводе-отводе Оханск – Киров. Тот же «Газпром» заключил договор с единственным поставщиком – НИПИ НГ «Петон» более чем на 50,3 млрд руб. как с малым и средним предприятием, приводило пример Минэкономразвития. В 2014 и 2015 гг. выручка института составляла по 1,9 млрд руб., следует из данных СПАРК, контрактов в прошлом году было заключено на 29 млрд руб.