Налоговая реформа в нефтяной отрасли столкнулась с бюрократией

Поручение подготовить законопроект задерживается, а без приказа ведомства не могут работать
Без приказа нет реформы/ Е. Разумный/ Ведомости

Работа над важным для нефтяной отрасли законопроектом о налоговой реформе приостановилась. Минфин и Минэнерго рассчитывали снять все разногласия и начать писать законопроект уже в августе, но ждали совещания в конце июля у вице-премьера Аркадия Дворковича и его поручения, рассказывают два федеральных чиновника и эксперт, участвующий в обсуждении документа. Но, по их словам, неожиданно совещание было перенесено на осень, а Дворкович ушел в отпуск с 29 июля по 15 августа.

«Если мы хотим запустить новую систему, то закон должен быть принят до 1 декабря. Я думаю, что это реально», – говорил 12 июля первый заместитель министра энергетики Алексей Текслер (его слова по «Интерфаксу»). Теперь работа над законопроектом начнется только в сентябре – без формального поручения Минфин начать ее не может, объясняет один из чиновников: чтобы закон заработал уже с 2017 г., придется готовить его в спешке. Будет воля руководства, закон примут быстро, оптимистичен другой чиновник. Минфин внес в правительство не то, что требовалось, поэтому смысла в отдельном совещании не было, объясняет чиновник финансово-экономического блока, не поясняя, в чем претензии к документам Минфина.

Отрасль ждала реформы много лет. Она предполагает переход с фиксированного НДПИ, который зависит от добычи, на гибкую систему – налог на добавленный доход (НДД, см. врез) будет зависеть от финансовых показателей добывающего проекта.

Налоги по-новому

Ставка НДД – 50%. Реформа предусматривает отмену пошлины, НДПИ сохранится. При новых параметрах нагрузка по НДПИ для зрелых месторождений значительно снижается, а для новых со льготами – несущественно повышается.

Реформа коснется новых месторождений и части старых (будет составлен список, добыча не более 10 млн т в год). Минфин и Минэнерго долго не могли согласовать ключевые условия. Минэнерго не хотело распространять реформу на месторождения со льготами, так как их налоговые условия ухудшились бы. В конце июля Минэнерго уже готово было пойти на уступки, рассказывали «Ведомостям» два федеральных чиновника.

Осталось снять технические разногласия: например, что будет объектом для расчета налогов – лицензионный участок, как сейчас, или компания сама сможет определить объект налогообложения. Основные подходы согласованы, но есть «спорные моменты по деталям», говорил Текслер.

Представитель Дворковича отказался от комментариев. Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей». Потому и говорят о необходимости отходить от работы по поручениям: если нет какого-то поручения, работа сразу встает, поясняет федеральный чиновник, что и произошло с законопроектом об НДД.

Это не первый случай, когда важные налоговые решения принимаются в спешке. Работа над предыдущей нефтяной налоговой реформой (так называемый маневр в виде снижения экспортных пошлин и повышения НДПИ) также была проведена в сжатые сроки. Осенью 2014 г. без предварительных обсуждений с министерствами был внесен в Госдуму пакет с поправками в Налоговый кодекс, которые среди прочего давали регионам федерального значения право вводить торговый сбор.

Сейчас уровень затрат практически не учитывается при формировании более 90% фискальных изъятий среднего добывающего проекта, работать так можно только при наличии достаточного количества месторождений с низкими операционными издержками, отмечает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. И хотя в среднем по России эта величина в 2–10 раз ниже, чем у мировых ВИНК, годовая инфляция намного выше мировой, а значит, издержки российских компаний могут расти быстрее даже без ухудшения горно-геологических условий, рассуждает Борисов. Компании будут все больше нуждаться в том, чтобы их затраты сильнее влияли на формирование налоговой базы, продолжает Борисов, и чем быстрее начнется эксперимент с НДД, тем лучше. И если сначала налоговые поступления упадут (на 50 млрд руб., по расчетам Минфина, из-за НДД для старых месторождений, потери планируется компенсировать за счет НДПИ. – «Ведомости»), потом они вырастут – увеличится коэффициент извлечения нефти, вырастет добыча, вырастут налоги, добавляет портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев: скорая реформа выгодна как отрасли, так и бюджету. НДД – очень сложная реформа, многие компании не доверяют Минфину и подозревают, что таким образом он хочет скрыто повысить налоговую нагрузку на отрасль, говорит сотрудник нефтяной компании, так что не факт, что отрасли нужно торопиться с реформой.