Промышленность не готова перейти к статистически значимому росту
Увеличение выпуска во II квартале компенсировало снижение в январе – мартеЗа январь – июнь промышленный выпуск вырос на 0,4%, в том числе во II квартале – на 1% против спада на 2,7 и 4,9% в те же периоды годом ранее. Возросли добыча и энергетика, в обрабатывающих производствах по итогам полугодия сохранился спад (см. врез), однако во II квартале он сменился ростом (все данные – к аналогичному периоду предыдущего года).
В июне промышленность выросла на 1,7%, превысив ожидания аналитиков, в том числе обрабатывающая – на 1,6%. В сравнении с маем выпуск вырос, по оценке Росстата, на 0,3% (с устранением сезонных колебаний) после спада на 0,3% в мае.
Июньский рост лишь компенсировал падение мая, заключают эксперты ЦМАКПа Владимир Сальников и Дмитрий Галимов: в промышленности продолжается стагнация. С апреля индекс промпроизводства растет в сравнении с теми же месяцами прошлого года, что связано лишь с эффектом базы – сокращением производства в течение II квартала 2015 г., отмечают они.
По расчетам Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ), выпуск в июне вырос в сравнении с маем на 0,7% после двух месяцев провала и в целом продолжает колебаться возле нуля. Это стагнация, говорит Николай Кондрашов из Центра развития: «Ни по добыче, ни по обрабатывающим отраслям, ни по промышленности в целом изменения тренда нет». А по расчетам ЦМАКПа, стагнация во II квартале 2016 г. была со знаком минус, т. е. с небольшим снижением к уровню I квартала. По оценкам Росстата, объем выпуска за II квартал не изменился. Но если рассматривать средний скользящий темп за три месяца, то он показывает ухудшение: за апрель – июнь темп стал нулевым после небольшого плюса за март – май, роста на 0,16% за февраль – апрель и на 0,1% за январь – март.
Оценки самих предприятий своих объемов выпуска в июне показали его максимальный рост с августа 2014 г., т. е. с начала последнего кризиса, отмечает Сергей Цухло из Института Гайдара, однако это не привело к улучшению производственных планов. «Промышленность пока не видит достаточных оснований для начала статистически различимого властями роста выпуска – из-за недостаточных объемов спроса и из-за неясности перспектив выхода российской экономики из затяжного кризиса», – резюмирует Цухло. Опросы Росстата, проанализированные Центром конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ, показывают, что промышленность, вероятно, из рецессии вышла и вошла в стагнационный режим, описывает директор ЦКИ ВШЭ Георгий Остапкович. В июне «директорский корпус» чуть улучшил оценки финансового состояния, занятости и загрузки своих предприятий, улучшения по двум основным отраслевым показателям – спросу и выпуску – практически не было.
Разная динамика
За полугодие добыча возросла на 2,6% (0% в первом полугодии 2015 г.), выпуск в обрабатывающей промышленности сократился на 0,9% (минус 4,5%), в энергетике – вырос на 0,4% (минус 0,1%). Минэкономразвития не исключает, что по итогам 2016 г. промышленность вырастет на 0,4–0,5% (официальный прогноз – 0%), ЦБ также ждет небольшого роста.
В добыче полезных ископаемых, по данным ЦМАКПа, во II квартале небольшое снижение среднесуточной добычи нефти было компенсацией ее роста кварталом ранее, в газодобыче, наоборот, рост во II квартале частично компенсировал снижение в январе – марте. В обрабатывающих отраслях перешла от роста к снижению пищевая промышленность, что ЦМАКП объясняет ростом цен производителей (в отрасли он, по данным за май, в 1,5 раза выше, чем в среднем по промышленности), зато ускорился рост в фармацевтике. Продолжается рост в производстве машин и оборудования, что может быть связано с гособоронзаказом. Рекордно растет текстильная промышленность – гособоронзаказ в виде пошива формы для нацгвардии может дать и ей в этом году неплохой импульс, рассуждает Остапкович: несмотря на незначительность этой дополнительной продукции для промышленности в целом, «маневры с искусственным переодеванием» дают швейным и обувным подотраслям существенный прирост выпуска.
Но динамика в различных отраслях неоднородна, об устойчивом росте промышленности говорить рано, осторожничает ЦБ (его комментарии приводит «Интерфакс»): можно лишь сказать, что промышленность завершила процесс адаптации к работе в новых условиях. Промышленность приспособилась к вялотекущему кризису, считая его нормой, уточняет формулировку Цухло.