Новый выпуск российских госбумаг допустили в Euroclear с опозданием
С утра новый выпуск десятилетних российских ОФЗ не допускали до расчетовНовый выпуск десятилетних российских ОФЗ не допускали до расчетов Euroclear, говорится в обзоре банка ING. Если бы Euroclear отказалась проводить расчеты с ОФЗ, это значительно снизило бы спрос на российский госдолг и привело к повышению ставок.
Долг допустили, но с опозданием, говорит инвестбанкир: с чем была связана задержка - неизвестно. Допуск российских бумаг к Euroclear подтвердили в Минфине. Это мог быть технический сбой, допускал аналитик банка ING Дмитрий Полевой.
Российские ОФЗ начали рассчитываться в системе Euroclear с 2013 г. Euroclear вместе с Clearstream являются мировыми дуополистами на рынке расчетов, поэтому допуск к ним значительно расширил базу инвесторов для России и снизил ставки. Проблемы в отношениях России и Euroclear начались с выпуском знаменитого выпуска российских евробондов в мае этого года. Выпуск вызвал большой протест в США, госдепартамент рекомендовал банкам не участвовать в размещении этих бумаг. Боясь осложнения отношений с госдепартаментом, Euroclear также отказалась от размещения выпуска. Однако в ответе на запрос «Ведомостей» организация подчеркивала, что отказ в расчетах получил только этот выпуск евробондов, все остальные ОФЗ можно будет и дальше размещать в системе международных расчетов.
Десятилетний выпуск ОФЗ был первым выпуском российских долговых бумаг после выпуска евробондов в мае. Как обычно, он был размещен в среду и по правилам системы уже в пятницу должен был быть доступен для расчетов в Euroclear. Но размещение до сих пор так и не произошло, заметил утром ING. После этого банк связался с официальным представителем Euroclear в Бельгии, но тот лишь подтвердил, что выпуск действительно до сих пор не получил допуск к расчетам и что «решение подвешено». Он не объяснил причин задержки и не рассказал, когда ситуация может проясниться.
«Ведомостям» Euroclear пока не ответила. «Нам сказали, что бумаги не годятся для Euroclear, но допустили, что это мог быть технический сбой», - говорит один из инвестбанкиров.
«Если этот выпуск в конечном счете не будет доступен для расчетов в Euroclear, это будет иметь значительный эффект на рынок», – заключает аналитик банка ING Дмитрий Полевой.
В таком случае это будет означать, что, возможно, Euroclear поменяла свою политику в отношении российских ОФЗ после того выпуска. По сути, это расширении «серой зоны» неформальных санкций против России, в то время как формально против самой России никаких санкций нет, отмечает Полевой. Это, в свою очередь, станет сильным препятствием для иностранных покупателей ОФЗ и может значительно изменить структуру держателей российских госбумаг – все это негативно повлияет на их стоимость, предупреждает Полевой.
Все это большая проблема для России в свете того, что Минфин собирается значительно наращивать госдолг в ближайшую трехлетку на покрытие бюджетного дефицита. В 2017 г. чистые заимствования вырастут в четыре раза – с нынешних 300 млрд до 1,29 трлн руб. в 2017 г. Министр финансов Антон Силуанов в четверг объяснил, почему Минфин не боится таких масштабных размещений – как раз потому, что большие надежды возлагаются на иностранных инвесторов. «Считаем, что в будущем году может быть увеличена их доля среди покупателей ОФЗ», – заявил Силуанов.
«Если выпуск действительно недоступен для Euroclear, это, конечно, плохо для рынка ОФЗ. Надеемся, это технический момент, будем выяснять», – сказал «Ведомостям» директор долгового департамента Минфина Константин Вышковский.
Если допуск будет перекрыт, это повысит доходность новых выпусков на 1 п. п. по всей кривой доходности, оценивает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай: может быть, и выше. Например, аналогичная разница доходностей существует между Russia 26 (не допущенному к Euroclear) и другими выпусками российских евробондов, поясняет он. Подавляющая часть иностранцев покупают бумаги по налаженной схеме, через единую систему, поэтому Россия очень хотела попасть в эту систему. Только новость о допуске Euroclear к ОФЗ еще за год до самого события вызвала сильное ралли на рынке ОФЗ: индекс доходности российских госбумаг тогда за год снизился с 7,7 до 6,1%.
«Глобальный финансовый рынок похож на магистраль со скоростным движением, российский выбивался из этого движения», – сравнивал топ-менеджер одной из глобальных расчетных организаций. Теперь он может выбиться из него снова.