S&P: Рейтинг России может задержаться в спекулятивной категории на десятилетия

Необходимо возобновить пополнение накопительной части пенсии и повысить пенсионный возраст
Из-за старения населения, ведущего к росту пенсионных расходов, рейтинг России может надолго застрять в спекулятивной зоне, предупредило агентство Standard & Poor’s
Из-за старения населения, ведущего к росту пенсионных расходов, рейтинг России может надолго застрять в спекулятивной зоне, предупредило агентство Standard & Poor’s / А. Гордеев / Ведомости

Сокращение трудоспособного населения России будет давить на ее бюджет все ближайшие десятилетия: соотношение граждан старше 65 лет и граждан трудоспособного возраста (15–64 года) с текущих 19% возрастет к 2050 г. до 34%, посчитало агентство Standard & Poor’s (S&P). В гипотетическом сценарии, не предполагающем никаких реформ в течение всего этого времени, госрасходы, связанные со старением населения (пенсии, медицина, уход за пожилыми), возрастают с текущих 13% ВВП до 19% ВВП – в 1,6 раза быстрее, чем в среднем по 58 проанализированным странам (на 6 п. п. против 3,7 п. п. ВВП). Финансировать растущие расходы на пенсии придется за счет госдолга: дефицит российского бюджета возрастает до 262% ВВП. По расчетам S&P, в 2050 г. Россия будет одной из шести стран мира, где нетто-долг правительства превысит 250% ВВП (еще пять: Бразилия, Китай, Япония, Саудовская Аравия и США).

Старение населения и связанные с ним расходы влияют на рейтинг России, предупреждает S&P: большую часть времени до 2050 г. он будет в спекулятивной зоне (сейчас BB+).

Помимо варианта «без реформ» S&P просчитало несколько других. В случае сбалансированного бюджета долг к 2050 г. будет 100% ВВП, рейтинг может быть повышен до ВВВ. На достижение сбалансированного бюджета направлена консолидация бюджета 2017–2019 гг. (см. стр. 04).

Замораживание не помогло

Расходы пенсионной системы в 2015 г. превысили ее доходы на 33%: треть расходов на пенсии по старости была профинансирована федеральным бюджетом.

Базовый сценарий «без реформ» – это не предсказание, успокаивает S&P, это моделирование, показывающее растущее влияние старения населения на госрасходы. Маловероятно, что правительство пойдет на бесконтрольный рост госдолга и что найдутся инвесторы, готовые такое правительство кредитовать. Более вероятный сценарий, по мнению S&P, – бюджетная консолидация и реформа социального обеспечения.

Политика России не поддерживает устойчивости пенсионной системы, считает S&P, приводя в пример замораживание накопительных взносов. Возвращение накопительной части позволит повысить эту устойчивость и поддержать рынки капитала, утверждает S&P. Повышение пенсионного возраста может быть реализовано после выборов 2018 г., полагает S&P: в большинстве стран ОЭСР этот возраст минимум 65 лет.

Минфин для бюджета 2017–2019 гг. исходит из того, что накопительные взносы продолжают замораживаться, судьба накопительной системы под вопросом, сетовал председатель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. Альтернатива в виде добровольных накоплений, предложенная ЦБ и Минфином, может быть вынесена на рассмотрение парламента весной 2017 г., обещает первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Поддержание низкого дефицита бюджета при отсутствии системы накопления на пенсию ведет к падению размера пенсий, перекладывая проблему на будущее. Нет уверенности, что власти не кинут будущие поколения, приводит Gazeta.ru мнение министра экономического развития Алексея Улюкаева. Государство не может из бюджета обеспечить достойные пенсии, убежден Швецов: «Минимальная сумма, чтобы не умереть с голоду».

Система добровольных накоплений вряд ли работоспособна, сомневается глава НАПФ Константин Угрюмов: во-первых, доверие людей к пенсионной системе подорвано самим государством, во-вторых – у населения нет денег, пенсионные накопления стагнируют последние 10 лет. Важно сохранить сам институт пенсионных накоплений, возобновить пополнение накопительной части, пусть даже сократив взнос (до 2014 г. – 6%), предлагает председатель совета АНПФ Сергей Беляков.