Одобрено замораживание бюджетных расходов до 2020 года
Теперь предстоит поделить деньги между лоббистамиПри $60 за баррель и замораживании рост экономики будет 1,5%, оценивает старший экономист БКС Владимир Тихомиров. Эффект для экономики, конечно, будет негативный, он зависит от внутренней структуры бюджета продолжает он: «Сейчас определили общие рамки, дальше пойдут уже по расходным статьям, начнется борьба лоббистов-бюджетополучателей – это и определит, каков негативный эффект». А если повысить эффективность бюрократической работы, снизить избыточные процедуры, то даже при снижении занятости в госсекторе эффект для экономики будет позитивный, считает Тихомиров. Альтернатива – рост госдолга, т. е. снижение устойчивости бюджета и рост ставок на рынке, согласен он с Кудриным.
В понедельник на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева предложение Минфина заморозить расходы федерального бюджета в номинальном выражении на три года было одобрено, сообщили «Ведомостям» участник совещания и два федеральных чиновника.
Минфин предложил зафиксировать расходы бюджета в 2017–2019 гг. на уровне 15,78 трлн руб. в год (меньше, чем уточненные расходы на 2016 г.; см. график). «Никаких решений не принято, комиссия таких решений не принимает. Были заслушаны предложения Минфина», – говорит пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова. Но с самим подходом все согласились, фактически предложение одобрено, поясняет участник совещания: «Хотя каждый министр выступил и многие жаловались, что денег на все расходы им не хватит. Эти замечания будут обработаны и в четверг представлено решение».
«Подход одобрен; возможно перераспределение внутри программных статей», – говорит другой федеральный чиновник: с замораживанием расходов согласен и президент. Конкретные цифры будут уточняться, заключает он.
Идея разумная, похвалил президент Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин фиксацию номинальных расходов: «Это просто психологически легче [чем сокращение] и позволяет принять те ориентиры, которые нужно сохранить». Правительство неоднократно подчеркивало, что социальные обязательства будут выполняться полностью, а сокращение зарплат в бюджетном секторе недопустимо.
Дефицит федерального бюджета в 2016 г. будет выше 3% ВВП, для России это непосильно, поддержал необходимость сокращения расходов в реальном выражении Кудрин: «Когда резервный фонд потратится, поддерживать такой дефицит будет трудно: пытаясь занимать, государство, по сути, будет главным претендентом на все свободные ресурсы на [внутреннем] рынке». По расчетам ЦСР, фиксация номинальных расходов на все три года позволяет сократить бюджетный дефицит до 1% ВВП в 2019 г. Но теперь придется провести перераспределение расходов, указал Кудрин: «Так что это не сильно облегчило задачу».
По предложению Минфина, расходы по 36 из 42 госпрограмм (примерно полбюджета) сокращаются даже в номинальном размере. Исключение – расходы на пенсии, экономическое развитие и управление госфинансами (госдолг).
«Минфин мог бы предложить сокращение в номинальном выражении, но замораживания достаточно, чтобы сбалансировать бюджет», – говорит главный экономист Сбербанка Юлия Цепляева. Спад реальных расходов будет тормозить экономику, вопрос, как быстро она преодолеет рецессию, указывает Цепляева: без замораживания и скачков цены на нефть можно было бы выйти на 1,5% роста уже в 2017 г., с ним будет 0,8–1%. Вопрос, на что правительство делает ставку, продолжает она: если бы верило в быстрое восстановление цен на нефть, надо было бы стимулировать экономический рост через бюджетные расходы, при неопределенности лучше сокращать ненефтегазовый дефицит.