Крымскую трассу «Таврида» построят без конкурса

Исполнителем контракта на 128 млрд рублей будет петербургская компания ВАД
Дорогу от Керченского моста до Севастополя построит «уважаемая на рынке компания»/ Е. Разумный/ Ведомости

Глава Республики Крым Сергей Аксенов назначил ЗАО «ВАД» единственным подрядчиком проекта по строительству автомобильного подхода к Керченскому мосту, а также дороги Керчь – Феодосия – Симферополь – Севастополь («Таврида»). Распоряжение об этом подписано 27 июня и размещено на портале правительства Крыма.

Представитель ВАД не стал обсуждать детали контракта: «их, как правило, комментирует заказчик». На этот год правительство Крыма утвердило особый порядок госзакупок, по которому назначить единственного поставщика можно простым распоряжением главы республики. Контракт с ВАД будет опубликован в соответствии с законодательством России и Крыма, обещает представитель главы республики. Но пока на портале zakupki.gov.ru информации о контракте нет и его сумму стороны не называют. Запрос в минтранс Крыма остался без ответа.

Дорога «Таврида» шириной в четыре полосы будет стоить федеральному бюджету около 85 млрд руб., сообщал Аксенов в марте 2016 г. На Петербургском экономическом форуме он назвал сумму в 1,5 раза большую: «Подрядчики строительства известны, немного компаний, которые способны за два года построить дорогу и освоить 128 млрд руб.» (цитаты по «РИА Новости – Крым»).

Назначение подрядчика по этому проекту – исключительная компетенция крымских властей, говорит представитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор).

Иски по мелочи

По данным «СПАРК-Интерфакса», в отношении ЗАО «ВАД» подано несколько исков в арбитражные суды. В 2015 г. эта компания была ответчиком по 21 делу на 91 млн руб., в 2016 г. – по шести на 0,8 млн руб.

Кому принадлежит ЗАО «ВАД» – не ясно: «СПАРК-Интерфакс» указывает лишь двух миноритарных совладельцев – Виктора Перевалова и Валерия Абрамова, которым по состоянию на 2003 г. принадлежало по 2,38% акций. Между тем, судя по данным СПАРК, это крупный генподрядчик, специализирующийся на государственных стройках. В частности, в 2015 г. ВАД получил госконтракты на строительство эстакады в Калининграде (5,2 млрд руб.) и капремонт трассы М8 «Холмогоры» в Архангельской области (1,33 млрд руб.). Всего в 2015 г. ВАД получил 30 госзаказов на 28,9 млрд руб., в 2016 г. – шесть заказов на 3,9 млрд руб. Это «уважаемая на рынке компания», утверждает гендиректор «АБЗ-Дорстроя» Леонид Гиндин. Ему вторит президент «Универсального финансового консультанта» Юрий Красковский: ВАД – «достойная компания, которая может справиться с работой в заданные сроки, у нее достаточно мощностей, это достойный выбор».

Назначение генподрядчика без конкурса – это всегда неправильно, считает председатель комитета финансового контроля Санкт-Петербурга Виталий Бахвалов. Но ВАД, продолжает он, один из лучших автодорожных подрядчиков, это видно по их строительству на трассе М10 (ВАД расширяет небольшой участок трассы с двух до четырех и шести полос): у компании собственная техника – это большой плюс.

От услуг первого проектировщика, который должен был создать проект примыкающей к этому мосту автодороги, республика отказалась, докладывал Аксенов в марте 2016 г. президенту России Владимиру Путину, когда тот был с визитом на полуострове. «По вашей просьбе мы изменили проект автодороги на 3–4-полосную и сейчас отобрали нового проектировщика», – сказал тогда Аксенов.

Первоначально предполагалось, что трасса «Таврида» будет введена в эксплуатацию одновременно с завершением строительства Керченского моста, т. е. к декабрю 2018 г. Но на состоявшемся на прошлой неделе транспортном форуме в Алуште начальник службы автомобильных дорог Крыма Александр Мохна сообщил: в 2018 г. планируется построить только первые четыре этапа трассы из шести. А полностью строительство завершится только в 2020 г.