Минфин готов финансировать дефицит бюджета 2017 года из ФНБ
Нужна инвентаризация обязательств бюджета, чтобы не остаться совсем без резервовБюджет 2017 г. будет одним из сложнейших, заявил министр финансов Антон Силуанов на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ). «Если закончатся средства резервного фонда, то фонд национального благосостояния точно такой же резервный фонд», – сказал министр (цитаты по «Интерфаксу»).
Дефицит бюджета в 2016 г. – 3% ВВП – будет профинансирован в основном средствами резервного фонда. Предполагалось потратить 2,1 трлн руб. – если среднегодовая цена барреля нефти составит $50. Сейчас прогноз – $40 и выполнить план по расходованию резервного фонда будет непросто, предвидит Силуанов: понадобится до 2,5 трлн. Пока потрачено 780 млрд руб.
В 2017 г. дефицит бюджета также составит 3% ВВП, планирует Минфин, затем будет снижаться на 1 процентный пункт ежегодно до 1%. Всего дефицит в 2017–2019 гг. может составить 5,6 трлн руб., исходя из текущего прогноза Минэкономразвития по номинальному ВВП (который может быть снижен из-за снижения прогноза по инфляции – см. стр. 05). На 1 июня резервный фонд в рублевом эквиваленте (средства размещены в валюте) составлял 2,55 трлн руб.
В ФНБ – 4,8 трлн руб., из них часть размещена на разные цели под условие возврата (см. врез). На дефицит 2017 г. средств резервного фонда не хватает: если варианты – эмиссионное финансирование или расходование ФНБ, то выбор очевиден, говорил ранее высокопоставленный чиновник.
Другой вариант – жесткая консолидация: Минфин не хочет наращивать внутренний долг, внешних займов не планирует из-за санкций, но все равно настаивает на экономии резервов и сохранении подушки безопасности.
Дефицит в пределах 1% ВВП безопасен и для экономики, и для бюджета, объяснил Силуанов. Но, чтобы достичь такого показателя, нужна глубокая инвентаризация бюджетных обязательств и она начнется в 2017 г., предупредил министр.
Очередь за ФНБ
Квота на инвестиции в российские активы – 40% ФНБ (например, облигации и акции компаний, депозиты ВЭБа). Она зафиксирована в рублевом выражении, в 2015 г. была увеличена с 1160 млрд до 1738 млрд руб.
Во всех бюджетных статьях есть запас эффективности – в оборонных расходах, социальной сфере, безопасности, образовании и здравоохранении, заявил на ПМЭФе председатель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин: «Не просто порезать и переставить, а оценить адекватность целей, которые мы ставим перед бюджетными расходами». Результатом повышения эффективности может стать сокращение бюджетных расходов, считает Кудрин.
«Деньги в стране есть. Нет эффективных институтов управления этими деньгами», – заявила на ПМЭФе председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. В начале года она критиковала Минфин, обнаружив 520 млрд руб. неэффективно потраченных в 2015 г. средств: в основном это деньги, перечисленные на счета, но не использованные. Проведя внутреннюю ревизию расходов, можно найти много резервов – для оптимизации расходов необязательно сокращать их, уверена Голикова.
Жесткие бюджетные ограничения – хороший стимул пойти на реформы по повышению эффективности бюджетных трат, раньше мешало расслабленное состояние, согласился с Голиковой Силуанов.
Минфин ежегодно пугает перспективой остаться без резервов, но нельзя сказать, что на сей раз это именно «запугивание», считает директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. Резервный фонд закончится в 2017 г., всего резервов хватит на 1–2 года, говорит она. Единственный путь – тратить резервы и проводить бюджетную консолидацию, чтобы в 2019 г. выйти на дефицит в 1% ВВП, который уже можно профинансировать займами. Суверенные фонды и создавались для поддержки в трудные годы, а возможности займов ограничены – как показало недавнее размещение еврооблигаций, занять выгодно за рубежом невозможно, а если наращивать внутренние займы, то вырастут ставки, что еще больше ограничит инвестиционные ресурсы, говорит Акиндинова.
ФНБ создавался для поддержки пенсионной системы, в кризис 2008–2009 гг. его средства использовались для поддержки банков, сейчас направляются и на инфраструктурные проекты (см. врез). Статус ФНБ описан в самых общих чертах, чтобы направить его на финансирование дефицита, поправки в законодательство не потребуются, считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Еще год назад рабочая группа по оценке бюджетных рисков общественного совета при Минфине предлагала перевести в резервный фонд ликвидную часть ФНБ, напоминает Гурвич. Наращивать займы нужно в хорошие времена, считает он, а не в плохие на плохих условиях, выбирая с рынка и без того ограниченные ресурсы для инвестиций.