Нефтяники близки к налоговой реформе
Минэнерго готово заменить льготы на новых месторождениях налогом на добавленный доход
Спорящие о реформе Минэнерго и Минфин готовы на компромисс, рассказали два чиновника обоих министерств. Минэнерго согласилось на предлагаемый Минфином налог на добавленный доход (НДД) не только для старых, но и для новых месторождений. Решение было принято на совещании у министра энергетики Александра Новака с компаниями на прошлой неделе, говорят чиновники.
В Минфин предложения не поступали, но с концепцией он согласен. «Мы изначально это и предлагали, это Минэнерго долго было против», – напоминает чиновник Минфина.
НДД должен заменить экспортную пошлину и частично НДПИ. Нагрузка будет зависеть не от добычи, а от доходов. Минэнерго было против НДД на новых месторождениях с льготами – проекты лишились бы их, а нагрузка выросла. Минфин же ставил ультиматум: НДД – для всех проектов.
Полк льготников
Теперь Минэнерго предложит такие параметры НДД для новых месторождений, чтобы нагрузка не выросла. Минфин, по словам его чиновника, не настаивает на предложенной им ранее ставке (70%) и готов согласиться на более низкую, если она не ухудшит условия для бюджета. Впрочем, Минфин готов даже к небольшому снижению доходов бюджета, отмечает он.
Инициатором компромисса выступила «Газпром нефть», рассказывают два участника встречи в Минэнерго. Они пересказывают ее позицию: Минфин не отступит, можно так подкрутить параметры, чтобы нагрузка не выросла, а компании получили стимулы для старых месторождений. Нагрузка для проектов изменится по-разному, но возможны корректирующие коэффициенты, пересказывает чиновник: «Это усложнит конструкцию, но может стать компромиссом».
Представитель Минфина не ответил на запрос. Его коллеги из Минэнерго и «Газпром нефти» отказались от комментариев.
Параметры из проекта Минфина серьезно повышали нагрузку. Сейчас суммарная ставка НДПИ и пошлины для всех месторождений – 42% от цены нефти, а для льготируемых – 10%, по данным Vygon Consulting. До окупаемости проекта НДД выгоднее действующей системы, но после выхода на окупаемость нагрузка взлетит – 40% от цены нефти придется заплатить в виде НДПИ и пошлины плюс 70% нового налога с денежного потока, причем в том числе льготникам.
Минэнерго предлагало, например, привязать ставку НДПИ к колебанию цены на нефть, рассказал чиновник Минэнерго: это позволило бы сглаживать изменение нагрузки. Должно быть три уровня ставок: при цене до $15/барр., при $15–50 и более $50/барр.
Теоретически можно поиграть с параметрами НДД, подкрутить их – это математическая задача, говорит директор нефтегазового центра EY Денис Борисов. И не только снижение ставки НДД, это также может быть снижение НДПИ и корректировка механизма переноса накопленных убытков, объясняет Борисов. Еще один способ – поднять уровень затрат для расчета налога, замечает Борисов: сейчас по законопроекту Минфина они не могут превышать $15 на баррель в рублевом эквиваленте. Если они превысят этот уровень, то придется платить НДД и до появления реальной прибыли, объясняет Борисов. Попробовать можно, но прежде стоит ответить на вопрос – а в принципе решаемая ли это задача, скептичен Борисов, месторождения настолько разные, что велик риск не прийти к компромиссу, который сейчас достигается льготами по пошлинам.
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)