Российский бизнес высказался за крепкий рубль

Главное для предприятий сейчас – модернизация производства и диверсификация экспорта, показал опрос ЦБ
Руководители большинства предприятий считают, что курсу рубля лучше двигаться вверх/ Andrey Rudakov/ Bloomberg

«Вспомните пять, семь, три даже года назад. У нас был крепкий курс. Может быть, это было позитивно с точки зрения реальных доходов, но для экономики каково? Нужны ли нам такие продолжения? Конечно, нет», – говорил в пятницу министр финансов Антон Силуанов. Однако большинство российских компаний, в том числе экспортеров, с ним не согласны: им нужен сильный курс рубля для модернизации производства, следует из опроса 263 промышленных предприятий, который провели Институт экономической политики и департамент исследований и прогнозирования ЦБ. Опрос опубликован в бюллетене ЦБ «О чем говорят тренды».

Курс рубля не влияет на хозяйственную деятельность всего 7% компаний, следует из опроса. Из остальных в укреплении рубля заинтересованы 69% опрошенных компаний, треть из них – экспортеры (33%), в ослаблении – 31% (22% – экспортеры).

Предприятия все еще зависимы от поставок импортного оборудования и сырья, заместить которые быстро невозможно, делают вывод авторы опроса. При этом ни одна компания не сообщила, что нуждается в ослаблении рубля, чтобы начать экспорт, – значит, снижение курса рубля не создает дополнительных возможностей для выхода на внешние рынки и постоянное ослабление рубля ничего не дает экономике, отмечают авторы опроса. Для расширения и диверсификации экспорта компаниям нужны инвестиции в создание новых производств и улучшение качества товаров.

Для большей части предприятий оптимальным был бы курс 35–60 руб./$ (см. инфографику на стр. 04). При этом компании, заинтересованные в укреплении рубля, считают оптимальным курс 45–50 руб./$. В базовом сценарии Минэкономразвития прогнозирует ослабление курса до 67,2 руб./$ в среднем за 2016 г. против 61 руб./$ в 2015, а затем плавное укрепление до 62,7 руб./$ в 2019 г.

Большинство предприятий обрабатывающей промышленности импортируют оборудование и сырье и крайне заинтересованы в укреплении рубля, считает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.

В моменте группе «Черкизово» интересен сильный рубль в диапазоне 55–60 руб./$, говорит гендиректор компании Сергей Михайлов.

Тогда при отсутствии экспорта группа может зарабатывать, потому что с укреплением рубля возрастает потребительский спрос и снижается себестоимость продукции, объясняет Михайлов. Если же говорить о слабом рубле, тогда курс должен быть ниже 70 руб./$, а производители, в частности, мяса птицы полностью перестроятся на экспортную модель, добавляет Михайлов, правда, в таком случае на домашнем рынке производители ничего не смогут зарабатывать.

За ослабление рубля высказались компании металлургии, деревообработки и кожевенно-обувной промышленности. Производство кожи и изделий из нее в основном ориентировано на внутренний рынок и слабый рубль может дать дополнительные преимущества по сравнению с импортом, отмечает ЦБ. Для деревообработки это может компенсировать падение цен на мировом рынке, металлургам позволит нарастить экспорт. «Нам больше выгоден слабый рубль, – говорит совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин. – Наши конкуренты – иностранные компании, выпускающие продукцию с валютной себестоимостью, и низкий курс рубля позволяет нам иметь по сравнению с ними более привлекательные цены. Плюс слабый рубль позитивен для экспорта». О том же говорит и гендиректор фармпроизводителя «Биокад» Дмитрий Морозов. Правда, большую часть оборудования «Ростсельмаш» закупает за рубежом, но в себестоимости продукции доля расходов на приобретение оборудования – меньше 5%, добавляет Бабкин. Девальвация помогла производителям мяса, говорит вице-президент АПХ «Мираторг» Вадим Котенко, текущий курс позволяет, с одной стороны, развивать производство и увеличивать поставки на российский рынок, а с другой – быть конкурентоспособными на глобальных рынках. Слабый рубль дает дополнительную выгоду при экспорте выпускаемой в России продукции, с другой стороны, он снижает покупательную способность населения и приводит к удорожанию импортируемого сырья, отмечает представитель Nokian Tyres в России.

И все-таки большинство опрошенных «Ведомостями» компаний высказались за крепкий рубль. Сильный рубль помогает ювелирному «Алмаз-холдингу», отмечает президент компании Флун Гумеров, цены на сырье для изготовления ювелирных изделий привязаны к ценам Лондонской биржи: в России спрос сжимается, а на экспорт идет до 30% продукции.

В лесной промышленности девальвация рубля на руку экспортоориентированным предприятиям (производителям пиломатериалов, целлюлозы, круглого леса, фанеры), а тем, кто работает преимущественно на внутренний рынок, слабый рубль только вредит: они не могут развиваться, поскольку большая часть оборудования и технологий – импортная, говорит гендиректор Lesprom Network Алексей Богатырев. «Вся наша продукция идет на внутренний рынок, поэтому мы заинтересованы в крепкой экономике России, высоком спросе – для этого нужен как минимум стабильный рубль», – отмечает представитель холдинга «Базэлцемент». Сильный рубль выгоден компании и в связи с использованием импортного оборудования: девальвация увеличила расходы на его обслуживание и обновление.

Компании постепенно адаптируются к новому уровню цен, издержек, а также к колебаниям национальной валюты и совместно с поставщиками и конечными потребителями находят равновесный уровень производства и спроса, говорит Остапкович, конечно, этот уровень будет значительно более низким, чем в «тучные» годы (2003–2007), но в то же время достаточным, чтобы вывести промышленность из рецессии. Компании ждут укрепления рубля, чтобы сэкономить, полагает Валерий Миронов из Центра развития ВШЭ: у предприятий в прошлом году выросла балансовая прибыль на 50% и скопились значительные суммы на счетах, они могли бы закупать оборудование, но психологически не готовы это делать: «Компании хитрят и хотят получить все».

В подготовке статьи участвовали Анастасия Демидова, Полина Гриценко, Ирина Скрынник, Владимир Штанов