Минэкономразвития открывает «проектный офис» для восьми госпрограмм
Их цена для бюджета в 2016 году – 3,4 трлн рублей, или 20% всех расходовПри проектном финансировании легче контролировать расходы, оценивает Владимир Тихомиров из БКС, сейчас под программы пишутся заявки, распределяются средства, а целевым ли образом они тратятся или оседают на депозитах в банках – большой вопрос. Скорее всего, сначала будет недопонимание, потом сложится практика, и потом, возможно, механизм эффективно заработает, рассуждает доцент Высшей школы экономики Антон Табах. Программный принцип финансирования широко применяется в мире и доказывает свою эффективность, но в российских условиях с низкой эффективностью госрасходов это не поможет, скептична Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Система госзакупок непрозрачна и далека от идеала, подчеркивает она: «Это поможет так, как помогло переименование милиции в полицию».
Минэкономразвития предлагает с 2017 г. применить модный среди чиновников проектный подход к восьми госпрограммам. Внутри министерства создается «проектный офис», который будет курировать эти программы, сообщил на заседании правительства замминистра экономического развития Евгений Елин на прошлой неделе.
Госпрограмм слишком много (41), говорит он: их цели во многом либо однотипные, либо друг друга дублируют. Тестировать новые модели управления предполагается уже в ближайшем бюджетном цикле на восьми госпрограммах (см. график), говорится в ответе Минэкономразвития на вопрос «Ведомостей»: например, они касаются здравоохранения, образования, социальной поддержки граждан, развития промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Их общее финансирование из федерального бюджета только в 2016 г. – 3,4 трлн руб. (21% от расходов в действующем законе о бюджете). Расходы по ним в 2017–2019 гг. и последующих годах неизвестны из-за отсутствия проекта бюджета. Федеральные целевые программы, входящие в эти восемь госпрограмм, Минэкономразвития на период тестирования предлагает приостановить. Программы определялись по принципу социальной и экономической значимости, уточнил «Ведомостям» Елин.
Министерство хочет изменить цели и ключевые индикаторы в госпрограммах: сейчас они часто меняются в течение года, а индикаторы и вовсе подгоняются под ответ. Они должны стать конкретными и измеримыми, говорит Елин: цели и задачи будут установлены так, чтобы в 2017 г. можно было бы понять, достигнуты ли они.
Изменятся подходы и к финансированию: расширятся полномочия ответственного исполнителя госпрограмм, чья фигура сейчас, по сути, является декоративной. Деньги из бюджета будет получать один исполнитель и он будет делить их между соисполнителями, ставить задачи, следить за выполнением и в зависимости от исполнения перераспределять финансы, поясняет Елин.
Новые цели и задачи будут сформулированы в ближайшие два месяца, обещают в Минэкономразвития, чтобы проектный подход начал применяться с 2017 г. После тестирования механизма на восьми госпрограммах министерство планирует распространить его на все госпрограммы.