Минфин продал дорого и мало
Из запланированных $3 млрд евробондов удалось разместить только $1,75 млрдНевозможно привлечь иностранных инвесторов без роуд-шоу, Euroclear или Clearstream, констатирует Порывай. Вице-президент «ФК Открытие» Александр Мансир уверен, что технологии приобретения российских бумаг у иностранцев все равно есть – например, через форвардные заявки.
Минфину надо было размещаться до того, как ФРС повысит ставки, объясняет такой скорый выход на рынок суверенных заимствований Наталия Орлова из Альфа-банка. Логика в частичном размещении есть – зачем платить сейчас купон, если деньги не нужны, считает Мансир. Трагедии для бюджета не будет, подтверждает высокопоставленный чиновник.
Во вторник завершилось размещение десятилетних еврооблигаций Минфина: из запланированных $3 млрд удалось разместить только $1,75 млрд. Ориентировочная доходность была 4,65-4,90%, итоговая составила 4,75%.
Спрос более чем в два раза превысил предложение – $7 млрд, рассказывали «Ведомостям» два человека, которые знают это от организатора размещения - «ВТБ капитала». Но спрос этот был «дутый», объясняет участник рынка: «Компании подавали заявку гораздо на большую сумму, чем собирались купить. Идея в том, чтобы что-то получить в условиях конкуренции: заявка на сто миллионов, чтобы получить хоть один. А когда заявка утверждена, можно ее и снизить».
Оттолкнуло то, что Euroclear не хочет обслуживать российские бумаги на вторичном рынке, рассказывает топ-менеджер инвесткомпании, рассматривавшей участие в размещении. Минфин сообщил в проспекте, что клиринг новых евробондов будет проводить российский Национальный расчетный депозитарий (НРД). Но бумаги могли бы попасть в Euroclear после размещения – как это было с ОФЗ до того, как Euroclear получил к этим облигациям допуск. Euroclear не ответила на запрос «Ведомостей».
Как утверждает человек, близкий к одному из участников сделки, основной спрос предъявили именно иностранные инвесторы: «Бумаги на $1,3 млрд, около 75% выпуска, выкупили европейские, азиатские и американские инвесторы». В понедельник иностранные инвесторы почти отсутствовали в книге заявок – из-за этого было перенесено ее закрытие, говорили «Ведомостям» другие инвестбанкиры.
«Книгу формировали три дня, организаторы для чего-то держали ее открытой так долго, видимо, трудно было найти иностранцев. Похоже на схематоз, это могли быть российские иностранцы – как раз три дня и ушло, чтобы перегнать деньги в США и проинвестировать», – полагает участник рынка облигаций.
Министр финансов Антон Силуанов прокомментировал через пресс-службу, что размещением удовлетворен: «Несмотря на попытки лишить иностранных инвесторов возможности вложиться в российские доходные инструменты, количество и качество их заявок были на хорошем уровне. Спрос со всего мира показал высокий уровень доверия к России как эмитенту, а также к российской инфраструктуре».
Россия размещалась с большой премией, с которой суверенные заемщики такого уровня, как правило, не должны размещаться, замечает аналитик «Райффайзенбанка» Денис Порывай. Есть уже евробонды, обращающиеся на вторичном рынке, есть выпуск Russia-23 с доходностью 4% – теперь получается, новый выпуск будет на кривой доходности российских евробондов как точка в космосе, подчеркивает Порывай: «Если цель – создать бенчмарк, то они совсем не улучшили общую картину». «Российские суверенные бумаги всегда размещались по нижнему ориентиру доходности, а теперь впервые ниже ориентира», – заключает он.
Неправильно ориентироваться на выпуск Russia-23, все же другой длины бумага, спорит чиновник финансового блока: «Да, сейчас хуже, чем раньше, но и ситуация сейчас особая».
После того как Федеральная резервная система (ФРС) США порекомендовала инвестбанкам не участвовать в размещении выпуска России, так как есть опасность, что деньги пойдут санкционным компаниям, низкий спрос иностранцев был ожидаем. А банк Barclays все равно не включил новые российские евробонды в свои индексы облигаций, заявил банк.
«Мы продолжаем ясно говорить американским компаниям, что в ведении бизнеса в обычном понимании с Россией существуют экономические и репутационные риски», - прокомментировал представитель госдепа США Марк Тонер участие иностранных инвесторов в размещении российских еврооблигаций.