Трассу Москва – Санкт-Петербург могут не достроить к ЧМ-2018
Государство вновь ищет инвестора для последнего участка«Автодор» объявил открытый конкурс на строительство, содержание, ремонт и эксплуатацию участка дороги Москва – Санкт-Петербург (М11) с 58-го по 149-й км. Заявки будут собирать до 27 июня, победителя объявят до 28 июля, долгосрочное инвестиционное соглашение подпишут до 19 августа, сообщает «Автодор».
Это последний неразыгранный участок платной трассы М11 (см. врез), которая должна быть полностью готова к чемпионату мира по футболу в 2018 г.
Долгосрочное инвестиционное соглашение заключается по закону о закупках госкомпаний, фактически это усовершенствованный подряд, предполагающий, что инвестор вкладывает собственные деньги на стадии строительства, процедура проще, чем концессионное соглашение, после конкурса переговоров уже не будет, поэтому подписать его в августе вполне реально, говорит юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Главное, чтобы на конкурс были поданы заявки, добавляет она.
В прошлый раз, в октябре, конкурс не состоялся – заявок не оказалось. Предквалификационный отбор в сентябре 2015 г. прошли «Мостотрест» и ДСК «Автобан», но на конкурс не пришли. Не устроили финансовые условия, рассказывал сотрудник одной из этих компаний.
Теперь условия изменились. Начальная стоимость контракта (уменьшается в ходе конкурса) выросла с 69,8 млрд до 74,6 млрд руб. Расходы исполнителя снизились почти вдвое – с 13,96 млрд до 7,5 млрд руб. Конкурс теперь будет одноэтапным, а не двухэтапным, что упрощает и ускоряет процедуру, замечает коммерческий директор IST-Budget (занимается мониторингом тендеров) Евгений Бакулин.
Условия стали определенно привлекательнее, софинансирование со стороны исполнителя снизилось весьма ощутимо, говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков: это важно, так как ставки по кредитам остаются высокими. Новые условия, скорее всего, баланс интересов госкомпании и потенциальных инвесторов, считает консультант автодорожных проектов: стартовая цена контракта, вероятно, скорректирована с учетом инфляции, а снижение доли инвестора – компромисс, сейчас непросто найти финансирование. Он полагает, что новый конкурс не останется без заявок.
Что строят
Участок от Солнечногорска до Твери – четырехполосная магистраль со скоростью движения 150 км/ч и семью развязками. Инвестор также должен построить подъезд к Клину (4,5 км) и 49 сооружений, в том числе мост длиной 322 м.
Представитель «Автобана» не говорит, собирается ли компания подавать заявку на новый конкурс. Его коллега из «Мостотреста» не ответил на запрос.
Вероятно, теперь «Мостотрест» будет участвовать в тендере, считает Рожков, возможно, «Автобан» тоже, но шансов у «Мостотреста» больше, так как строительные мощности расположены вблизи этой дороги. У «Мостотреста» больше шансов завершить проект в укороченные сроки строительства (по сравнению с первоначальным планом), учитывая, что обход Вышнего Волочка был сдан с опережением сроков, продолжает Рожков, для конкурсной комиссии это будет весомым аргументом.
Есть риски, что строительство трассы Москва – Санкт-Петербург не завершится к чемпионату мира, участок от Солнечногорска до Твери будет сдан ближе к 2019 г., предупреждал министр транспорта Максим Соколов в апреле. Этот участок должен быть открыт в 2018 г., однако, учитывая оптимизацию расходов госбюджета, сроки могут быть сдвинуты, подтверждает представитель Минтранса.
Но председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах с этим не согласен, трасса будет полностью готова к чемпионату мира, заявил он в апреле. Представитель «Автодора» подтвердил в пятницу намерения госкомпании уложиться в срок. Теоретически эти 90 км строятся за полтора года, говорит участник рынка. Это возможно, если не возникнет проблем с выделением земли, а строители будут использовать современные технологии, согласен консультант автодорожных проектов, но сроки очень жесткие и времени на неспешную мобилизацию уже нет.