Деньги от «Платона» пустят на дороги в регионах

Минтранс хочет отдать 10 млрд рублей туда, где дела совсем плохи
Региональные дорожные фонды пополняются за счет транспортного налога и акцизов на топливо/ Д. Нвожилов/ Ведомости

В некоторых регионах критическое состояние дорог, особенно в городах и столицах, где рост автомобилизации быстрее приводит в негодность уличную дорожную сеть, заявил министр транспорта Максим Соколов в ходе селекторного совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева. 98-99% обращений приходит из центров регионов, не откуда-то из деревень, подтвердил премьер.

Поэтому нужно порядка 10 млрд руб. из средств, которые сегодня запланированы в бюджете в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам от проезда грузовиков с массой выше 12 т (так называемая система сбора «Платон»), направить на дополнительные трансферты, предложил Соколов. Получить деньги должны регионы, где с дорогами особенно плохо (см. врез).

Где плохо

Соколов назвал критической ситуацию с дорогами в столицах Астраханской, Владимирской, Вологодской, Волгоградской, Кировской, Костромской, Омской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Тверской областей и Карелии. И с дорогами в целом на Алтае, в Челябинской области, Калмыкии и Марий Эл.

Региональные дороги получают только 14–15% от того, сколько нужно на капитальный и текущий ремонт, напомнил Соколов. Поэтому нормативным требованиям соответствуют только 38,8% всех региональных дорог. У самых благополучных регионов денег хватает только на предотвращение развала дорожной сети, межремонтные сроки доходят до 50–80 лет, что не имеет ничего общего с нормативами в 5–10 лет, говорил ранее директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин.

Региональные дорожные фонды пополняются за счет транспортного налога и акцизов на топливо. Этого недостаточно, в 2015 г. 65 регионов были вынуждены добавить в региональные дорожные фонды 239,7 млрд руб., по данным Минфина (из пояснительной записки). Региональные бюджеты могут недосчитаться 8,2 млрд руб. в год, если будет сделан вычет по транспортному налогу для грузовиков, заплативших в систему «Платон» (законопроект правительства внесен в Госдуму), подсчитано в антикризисном плане правительства.

Система «Платон» собрала в федеральный дорожный фонд 6,8 млрд руб., по данным ее оператора «РТ-инвест транспортные системы». Всего в бюджет планировалось собрать 39,5 млрд руб., но после того как тариф остался на уровне 1,53 руб. за 1 км, планы скорректировали до 20 млрд руб. Отдать концессионеру в 2016 г. нужно 7,9 млрд руб. (плата концедента 10,6 млрд руб. в год, в 2016 г. будет выплачено за шесть месяцев 2016 г. и 1,5 месяца 2015 г.).

Деньги «Платона» могут пойти на региональные дороги на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). Росавтодор изучил первые предзаявки на семь региональных ГЧП-проектов, рассказывал представитель агентства в начале 2016 г., их стоимость – 154 млрд руб. Это мосты через Обь в Новосибирске, Чусовую в Перми и Шексну в Череповце, две автодороги, обходы Ижевска и Хабаровска.

10 млрд руб. – сумма небольшая и проблемы кардинально не решит, но все, что больше нуля, хорошо для регионов, которым сейчас нужно проводить весенний ремонт, комментирует Блинкин.