Правительство пересмотрит систему импортозамещения

Премьер поручил поменять список запрещенных для госзакупок товаров
Правительство просит поискать новые товары для импортозамещения
Правительство просит поискать новые товары для импортозамещения / Е. Разумный / Ведомости

Минэкономразвития, Минпромторг и ФАС должны к июню определить критерии импортных товаров, госзакупки которых могут быть ограничены. К августу нужно пересмотреть ранее опубликованные списки. Такое поручение дал премьер Дмитрий Медведев (копия есть у «Ведомостей») по итогам совещания о госзакупках. Представитель премьера не ответил на запрос. Поручения получены, подтвердили представители Минэкономразвития и ФАС.

Ограничения на госзакупки импорта вводят с января 2014 г. Они касаются оборонной отрасли, машиностроения, медицинских изделий, лекарств, программного обеспечения. Всего примерно 420 видов товаров (см. врез).

Минпромторг выступает за расширение ограничений. В марте министерство предложило добавить еще 70 позиций в список иностранной продукции машиностроения, которую нельзя допускать к госзаказу, среди них двигатели, строительная техника и продукция тяжелого машиностроения. С осени 2015 г. обсуждается расширение списка запрещенных медизделий.

А вот Минэкономразвития предложило постепенно отказываться от ограничения госзакупок импорта. Цены госконтрактов из-за импортозамещения выросли на 40%, говорил замминистра Евгений Елин в феврале, неограниченные по времени протекционистские меры неизбежно приведут еще и к снижению качества продукции. Рост цен – это плата государства за поддержку отечественного производителя, пояснял Елин, но поддержка не должна быть вечной, со временем нужно смягчать режим, а затем и полностью отказаться от ограничений.

Барьеры для импорта

Часть импортных товаров нельзя покупать при наличии российского аналога (оборонная продукция, программы). Для других запрет действует при наличии двух российских аналогов – распространяется на госзакупки лекарств и медизделий. Еще один вид ограничений – российские поставщики получают ценовое преимущество в 15% на торгах (продукты питания, посуда, оборудование).

Ограничения вводились хаотично – Минпромторг предлагал, остальные соглашались, а на совещании говорили, что надо упорядочить ограничения и отменить некоторые запреты, сказал один из участников совещания у Медведева. Ограничение доступа снижает конкуренцию и ведет к росту цен, оставить нужно ограничения только для гособоронзаказа и закупок лекарств, считает он. Представитель Минпромторга не ответил на запрос «Ведомостей».

Импортозамещение пока не достигает своих целей, свидетельствует отчет о деловом климате на российских предприятиях Центра конъюнктурных исследований ВШЭ: обрабатывающие предприятия в марте были загружены на 62% – показатель остается на этом уровне почти полтора года без признаков роста. Это говорит о серьезных трудностях в запуске проекта импортозамещения, пишут экономисты. Впрочем, два года – не срок, требуется минимум 3–4 года и это при условии стабильного финансирования, успокаивают авторы исследования, а при спаде экономики, ограничениях федерального бюджета и бюджетов предприятий к этому сроку можно добавить еще 1–2 года.

Для станкостроения ограничение импорта уже стало существенной поддержкой, не согласен член бюро Союза машиностроителей Сергей Недорослев. Хотя обойти можно любой запрет – например, заказчики выставляют заведомо завышенные требования, отсекающие российские аналоги, сетует он.

Устанавливать ограничения на закупку импортных товаров можно исходя из интересов национальной безопасности, предлагает замдиректора Центра развития ВШЭ Валерий Миронов, тогда они должны распространяться только на товары, поставки которых в Россию могут остановиться: лекарства, основные пищевые товары и оборонная продукция. Другой, более спорный критерий для ограничений импорта – поддержка новых национальных производителей, если в отрасли по открытым конкурсам найдут 2–3 компании, считает Миронов. Поддерживать производителя лучше не ограничениями госзакупок импорта, а тарифными мерами, которые могут наполнить бюджет при соблюдении норм ВТО (пример – утилизационный сбор), предлагает партнер KPMG Константин Рыбаков.