Число проверок в 2016 году может сократиться на треть
Минэкономразвития предлагает меньше вмешиваться в работу бизнеса и реже его проверятьУведомление о подготовке законопроекта, сокращающего число проверок, опубликовано на regulation.gov.ru. Такие идеи содержались в одобренном правительством антикризисном плане.
Мера касается массовых видов контроля – проверок МЧС, Ростехнадзора, Роспотребнадзора, Роструда, МВД, Роскомнадзора, Росреестра, говорит представитель Минэкономразвития. Для них будет установлено максимально возможное количество внеплановых проверок на 2016–2018 гг., объясняет он.
В 2016 г. число проверок, включенных в план, должно сократиться на 30%, а в 2017–2018 гг. ежегодно – на 15%, следует из уведомления. Число внеплановых проверок – на 20% в 2016 г., а в 2017–2018 гг. – на 15% ежегодно, рассказывает представитель Минэкономразвития. Число проверок уже сокращается, говорит чиновник. С 2013 г. федеральных проверок стало меньше на 200 000, свидетельствуют данные Минэкономразвития (см. график).
В будущем число проверок разных органов будет сокращаться пропорционально, объясняет федеральный чиновник, но как именно, он не объясняет – проект на стадии разработки. По данным Минэкономразвития, в планах на 2016 г. больше всего проверок у МЧС – 126 978, Роспотребнадзора – 67 739, Ростехнадзора – 48 782, Россельхознадзора – 41 942, Ространснадзора – 23 559, а у Роструда – 20 044. Правильнее было бы оценить эффективность каждого органа, не согласен вице-президент по корпоративным отношениям РСПП Александр Варварин, – и, исходя из этого, сокращать число проверок.
Также Минэкономразвития предлагает внедрять новые принципы проверок – применять риск-ориентированные подходы, проводить предварительные проверки, заменять штрафы предупреждениями, если нарушения выявлены впервые и не причинили вреда. Предложения содержатся в поправках в закон «О защите прав юрлиц при осуществлении госконтроля» (копия есть у «Ведомостей»).
В 2015 г. система управления рисками была только у 10 контролирующих органов (50%), подсчитали эксперты ВШЭ, и использовалась только в 15% проверок. Например, процедуры оценки риска не применяют Росприроднадзор, Ространснадзор, МВД и МЧС. Риск-ориентированный подход сократил число проверок Роспотребнадзора на 30%, рассказывает Варварин. А Ростехнадзор снизил число опасных производственных объектов в 2015 г. на 137 600 (более 48% от общего числа), подсчитали эксперты ВШЭ. С 2014 г. все объекты поделены на четыре класса опасности, рассказывает представитель Ростехнадзора, – на объектах второй категории проверка проходит раз в год, на третьей – раз в три года, а на четвертой – не проводится вообще. Служба внедряет пилотный проект – «дистанционный надзор» в химической и атомной отраслях, говорит он, выездных проверок не будет, данные поступят в онлайн-режиме. Роструд поддерживает проект, передал через пресс-службу замруководителя Михаил Иванков. Роструд разрабатывает методику определения частоты проверок, рассказывает он – основными критериями станут результаты специальной оценки условий труда и отсутствие нарушений.
Еще одна мера – разработать параметры, отклонение от которых может стать основанием для проверки, говорится в проекте. Например, классифицировать объекты, на которых может произойти авария, и определить, сколько нужно проверок, объясняет чиновник. МЧС, например, может закрепить перечень грубых нарушений, чтобы учитывать их при определении уровня риска, и на основании этого определять число проверок, говорит чиновник.
Но снижение числа проверок не всегда оправданно, предупреждает представитель Ростехнадзора, например, из-за освобождения от них объектов 4-го класса чаще падали лифты и краны; есть предложение перенести эти категории объектов в 3-й класс опасности. Нужно не сокращать число проверок, а избавляться от дублирования функций, согласен вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Например, санитарно-эпидемиологические условия труда и выполнение требований по его охране проверяют и Роспотребнадзор, и Роструд. И только в 60% случаев выявляются реальные нарушения, говорит министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов. Лишь в 10% из них нарушения связаны с угрозой вреда. По оценкам ВШЭ, переход к риск-ориентированному подходу позволит снизить расходы государства на контроль на 20%, а бизнес сэкономит около 1 трлн руб.
Представитель Роспотребнадзора не ответил на запрос. Его коллега из МЧС отказался комментировать предложения Минэкономразвития.