Дефицит бюджета может вырасти до 4% ВВП
Денег на выборы почти не остается«Макроэкономической политикой можно разрушить экономику, довести ее до коллапса, а вот что-то поменять радикально нельзя», – говорил на Биржевом форуме президент Альфа-банка Петр Авен. Главное – институциональная среда, улучшение конкуренции. Люди не берут денег не потому, что ставка высокая, а потому, что не верят в будущее, считает он.
Правительство фактически приняло решение перенести пересмотр бюджета на осень, указывает Владимир Тихомиров из БКС: Минфин уже придерживает часть бюджетных расходов там, где это возможно, секвестируя бюджет без юридического оформления. «Так они скорее всего и будут поступать, надеясь, что отрастет нефть и не будет крайней необходимости залезать в резервные фонды», – полагает он.
Сейчас цена на нефть около $32, а значит, дефицит будет около 4%, но не больше», – заявил на Биржевом форуме министр финансов Антон Силуанов. В послании Федеральному собранию президент Владимир Путин ограничил предельный уровень дефицита бюджета 3% ВВП плюс расходы на поддержку ВЭБа (одобрено 150 млрд руб. из «президентского» резерва). Ранее Минфин говорил, что бюджет, сверстанный исходя из $50/барр., уложится в дефицит 3% и при $40. Эту цену Минэкономразвития и заложило в проект макроэкономического прогноза на 2016 г.
Аналитики Morgan Stanley называли нефтяные ожидания российских властей оптимистичными. По прогнозу МВФ, нефть марки Brent в 2016 г. будет стоить $34,75/барр. и подорожает до $40,99 в 2017 г. Прогноз Всемирного банка – около $37 в 2016 г. Средняя цена российской нефти Urals – $32 с начала года, сказал Силуанов. Даже при цене нефти $40–42 дефицит бюджета будет около 5% ВВП, поспорил экс-министр финансов Алексей Кудрин со своим бывшим замом Силуановым, плановое сокращение расходов бюджета приведет к дефициту в 4,7–4,8%.
За дефицит приходится дорого платить, сказал Силуанов, резервный фонд не бесконечен. Долг очень дорогой – под 9–10% годовых. «И если мы будем дальше продолжать его наращивать, то стоимость этого долга сокращаться не будет, с одной стороны, а с другой стороны, мы сможем брать этот долг все короче и короче. И если утрировать ситуацию, то можно дойти до ГКО», – опасается он.
Силуанов заявил о намерении сокращать дефицит бюджета на 1% ВВП в год и сохранить номинальный уровень расходов, но не уточнил, какими именно методами планирует этого добиться. Компании не уверены, «как экономические власти будут действовать при таком уровне дефицита бюджета, будут ли повышать налоги», говорит он. По подсчетам Morgan Stanley, дефицит бюджета при среднегодовой цене нефти в $35/барр. будет 5,1% ВВП, а с учетом мер по сокращению расходов и возможного повышения доходов – 4,2%. Чтобы закрыть дополнительную дыру, можно нарастить внутренние займы на 100 млрд руб., потратить дополнительно 500 млрд руб. из резервного фонда, приватизация даст еще 300 млрд руб., подсчитали аналитики инвестбанка в феврале.
Правительство не объявило, как собирается балансировать бюджет в среднесрочной перспективе, говорилось в мартовском обзоре аналитиков «ВТБ капитала»: не известно, как оно будет повышать доходы, сокращать расходы и реформировать пенсионную систему. В неопределенности бюджетной политики правительство упрекает и ЦБ: это один из факторов, мешающих снижать ставку. Остро необходима разработка программы, которая позволила бы сбалансировать бюджетную систему в среднесрочной перспективе, подчеркивала ранее председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, без этого бюджет будет источником рисков и для экономики, и для денежно-кредитной политики.
При цене на нефть около $40 можно выйти на 3%-ный дефицит точечными мерами, но если цена будет ниже, удержать планку будет сложно: все инструменты уже почти выбраны, говорит высокопоставленный чиновник. «Основные опции правительства – сокращение расходов и повышение налогов, но сокращать расходы дальше не получится – бюджет и так выжали; повышать налоги можно разве что на нефтяную отрасль – но и тут собрать можно не более 100 млрд руб.», – объясняет он. Остается развилка: либо применять нестандартные меры вроде эмиссии или неформального регулирования курса, либо допустить дефицит выше 3%, который частично покрывается приватизацией, перечисляет чиновник. Крайний вариант – нарастить расходование резервного фонда. Такая опция обсуждается, но финального решения нет, «к выборам мы и так подходим с очень маленькими резервами», констатирует он.
Неопределенность затрагивает значительную часть экономических агентов и населения, которые являются получателями бюджетных средств, подчеркивает Тихомиров. Ее снижению может способствовать повышение эффективности коммуникации, полагают аналитики «ВТБ капитала», открытая дискуссия по бюджетной политике необходима и важно, чтобы она укладывалась в сжатые временные рамки.