Верховный суд увеличил таможенную стоимость товара сверх контрактной на стоимость роялти
К такому шагу прибегла ФТС в споре с тайваньским производителем электроники FoxconnНовый способ увеличить таможенную стоимость товаров Федеральная таможенная служба (ФТС) опробовала в споре с тайваньским производителем электроники Foxconn. Таможня увеличила таможенную стоимость товара, включив в нее сверх цены контракта платежи за пользование интеллектуальной собственностью. Спор прошел четыре судебные инстанции, которые выносили разные решения.
До сих пор судебная практика по таким делам неустойчива, говорит старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. Теперь она может измениться в пользу ФТС – прецедент создан Верховным судом 16 марта. Суд согласился с таможней и пересчитал таможенную стоимость ввезенных товаров.
В 2012–2013 гг. Foxconn ввозила на территорию Таможенного союза наклейки – сертификаты подлинности программного обеспечения Microsoft. Они нужны для определения подлинности установленного обеспечения, следует из материалов суда. Таможня решила, что сертификаты напрямую связаны с программным обеспечением, а значит, их тоже следует считать объектом интеллектуальной собственности, с которого выплачиваются роялти. Верховный суд с таможней согласился и решил увеличить таможенную стоимость товара на сумму лицензионных платежей.
На запрос «Ведомостей» ни в ФТС, ни в Foxconn не ответили.
Типичная схема
Например, ООО «ТД «Петелино» раз в квартал перечисляло кипрской CG Trading деньги за пользование товарным знаком, а та почти сразу переводила средства бермудской CG Marketing and Finance, решил в августе 2015 г. Девятый арбитражный апелляционный суд. Суд решил, что ТД «Петелино» мог заключить договор с CG Marketing and Finance напрямую (с Бермудами у России нет налогового соглашения).
Схемы, когда импортеры стараются разделить товары, которые ввозятся и продаются в России, популярны у бизнеса, говорит Еремин. Это позволяет сократить издержки, подтверждает консультант крупной иностранной компании. Включить роялти в стоимость товара можно только при двух условиях, объясняет партнер адвокатского бюро А2 Наталья Рясина. Первый: если их выплата – условие продажи товаров; и второй: если роялти относятся к ввезенному товару. По второму условию возникают проблемы, ФТС его очень широко толкует, говорит партнер «Пепеляев групп» Александр Косов. Например, ФТС добавляет в таможенную стоимость ввезенных комплектующих роялти, рассказывает он: ФТС считает, что такие роялти относятся к ввозимым комплектующим, так как они продаются потребителям под видом изготовленной из них продукции. Но потребитель выбирает продукцию, на которой нанесен товарный знак, а не комплектующие, из которых она собрана, считает Косов. Это касается всех сфер, где бренд отделен от самого товара, говорит Еремин: программного обеспечения, строительного оборудования, даже рекламы.
Включать ли роялти в стоимость товара при растаможивании – спорный вопрос, говорит Рясина. Иногда таможня включает роялти в таможенную стоимость уже даже как доход от продажи товара, рассказывает она.
Проблемы возникают не только с таможенными органами, говорит сотрудник производителя товаров массового потребления, но и с налоговыми.
Еще одна типичная схема – создание двух структур: транзитной – в стране с соглашением об избежании двойного налогообложения – и в офшоре, рассказывает партнер Ronlaw Partners Павел Романенко. Компании подписывают договоры о передаче товарного знака: лицензионный – между «прослойкой» и офшором и сублицензионный – с российской компанией (см. врез). Между суммами роялти по договорам устанавливается минимальная маржа – например, 1%, которая оседает в «прослойке» и обкладывается местным налогом, рассказывает консультант крупной компании. При переводе стоимость роялти будет минимальной.