Нарушений на госзакупках больше, а поставщиков меньше
Счетная палата предлагает ужесточить закон о закупках госкомпанийВ федеральном госзаказе нашлось 500 нарушений на 125 млрд руб. после 276 нарушений на 39,6 млрд в 2014 г., говорится в обзоре закупок государства и госкомпаний Счетной палаты (СП) по итогам 2015 г. (копия есть у «Ведомостей»). В региональных и муниципальных госзаказах нарушений 18 000 на 17,5 млрд руб. (в 2014 г. было 2000 на 7,4 млрд руб.). Закупки госкомпаний прошли с нарушениями на 620 млн руб., пишет СП, а региональные палаты выявили нарушений еще на 3,8 млрд руб. СП впервые включила в мониторинг корпоративные закупки, «мы готовы сделать вывод о высоких коррупционных рисках данного закона [о закупках госкомпаний]», передала через пресс-службу председатель СП Татьяна Голикова.
Больше всего нарушений при отборе участников – например, заказчики устанавливают требования под «своего» поставщика, говорится в докладе. Госкомпании часто не соблюдают требования собственных положений о закупках, а сами положения не соответствуют закону. Есть проблемы с составлением и размещением планов-графиков, с заключением дополнительных соглашений при изменении цены контрактов.
Увеличиваются закупки у единственного поставщика (см. график), «что не лучшим образом влияет на экономию бюджетных средств», говорилось в докладе аудитора СП Максима Рохмистрова. В федеральном госзаказе единственный поставщик получил 35,2% (на 2,9 п. п. больше, чем в 2014 г.), на региональном – 6,4% (на 1,6 п. п. больше), на муниципальном – 14,3% (в 2 раза больше). Единственные поставщики лидируют и в заказе госкомпаний – 40,4%, хотя их доля снижается (в 2014 г. было 48,2%), но часто единственный поставщик маскируется в «прочих» способах закупки, разрешенных госкомпаниям («прочие» составили 55,3%).
Некоторые предприятия, являющиеся единственными поставщиками, находятся уже в процедуре банкротства или близки к этому, рассказала Голикова на коллегии, «мы в ряде случаев отдаем деньги предприятиям, которым мы вообще не должны их направлять по всем другим нормам законодательства».
Закон о закупках госкомпаний позволяет устанавливать неограниченное количество случаев закупок у единственного поставщика, обращает внимание СП. Аудиторы посмотрели положение о закупках 10 крупных заказчиков, у четырех заказчиков не оказалось ограничений: у «Роснефти», «Роснано», «Почты России» и «Уралвагонзавода».
Совет директоров оставил право за генеральным директором принимать решение о закупке у единственного поставщика, но пользуются им в исключительных случаях, говорит начальник управления по организации закупочной деятельности «Уралвагонзавода» Дмитрий Ельник. У ФГУП «Почта России» закрытый перечень оснований для заключения договоров с единственным поставщиком, исключение только для министерства – по аналогии с законом о госзакупках, говорит замминистра связи Михаил Евраев. «Роснефть» заключает много внутригрупповых сделок, которые не могут быть конкурентны, сказал представитель компании. Получить комментарии «Роснано» вчера вечером не удалось.
СП предлагает изменить закон о закупках госкомпаний, сообщила Голикова. Предложения в Минэкономразвития поступали, говорит его представитель. Но если ограничить закупки у единственного поставщика, компании не смогут эффективно работать, опасается он. Минэкономразвития предлагает вернуться к обсуждению вопроса о единственном поставщике после того, как будут приняты поправки, исключающие «прочие» способы закупки госкомпаний.
Высокая доля закупок у единственного поставщика еще не проблема, иногда они необходимы и проходят по самой низкой цене, считает первый проректор ВШЭ Александр Шамрин, беда в том, что госкомпании не видят необходимости отчитываться, единая информационная система не дает данных о сопоставимых сделках, нет каталога товаров, поэтому трудно оценить, когда закупки у единственного поставщика оправданны, а когда нет.