Амнистируйтесь сейчас, иначе пожалеете – такую кампанию запускает ФНС
Лучшим стимулом был бы исправленный закон об амнистии, считают экспертыФНС поручила руководителям региональных управлений провести информационную кампанию с призывом воспользоваться амнистией капитала. Копия письма есть у «Ведомостей», представитель ФНС подтвердил его подлинность.
Амнистию капитала президент Владимир Путин объявил в конце 2014 г. Закон вступил в силу в июне 2015 г.: сдав декларацию с активами и счетами, можно избавиться от ответственности за налоговые и некоторые другие финансовые правонарушения. Но люди государству не поверили – к концу 2015 г. было подано всего 200 деклараций. Президент решил дать еще один шанс и продлил амнистию на полгода (закон уже принят). Осталось менее четырех месяцев, если амнистия опять не сработает, получится, что призывам президента не поверили дважды, переживают чиновники.
Теперь рекламой амнистии займется ФНС. В письме объясняется, как мотивировать налогоплательщиков декларировать активы. Люди не пользуются амнистией, надеясь, что ФНС никогда не найдет их иностранные активы, нужно объяснить, что это не так, пишет ФНС. За последние годы налоговые службы всего мира значительно усилили борьбу с офшорными схемами, а с 1 июля 2015 г. Россия присоединилась к совместной конвенции ОЭСР и Совета Европы о взаимной налоговой помощи, напоминает ФНС, налоговики могут направлять запросы более чем в 90 юрисдикций.
Как поправят
Законопроект, например, разрешает амнистию нематериальных активов. Также будет смягчено требование о репатриации. Но законопроект не распространяет новые условия на тех, кто уже подал декларацию, – депутаты Госдумы посчитали это дискриминацией.
Сейчас налоговая служба получает данные по запросам, на это может уходить несколько месяцев. А новая система будет как «ловля сетями», объясняет чиновник ФНС. Это «создает определенные риски» для граждан, до сих пор полагающихся на непрозрачность офшоров, предупреждает служба в письме.
Но самое страшное может ждать налогоплательщиков после 2018 г. С 2017 г. страны ОЭСР запустят автоматический обмен информацией, а с 2018 г. к этой системе присоединится Россия.
Каждый регион должен до июля провести не менее четырех кампаний: организовать выступления на телевидении, радио, публикации в прессе, провести семинары, а к июлю отчитаться о количестве мероприятий. «Никаких нормативов нет», – уверяет чиновник ФНС.
Самая знаменитая налоговая PR-кампания была запущена налоговой полицией в конце 90-х – «Заплати налоги и спи спокойно». В 2011 г. начальник управления по работе с налогоплательщиками ФНС Лариса Катышева говорила, что ФНС решила отойти от этого слогана: «Он потенциально создает негативный образ». ФНС создавала новый имидж – «сервисной службы». С тех пор были проведены две кампании – ФНС благодарила за уплату налогов и рисовала с детьми город будущего, построенный на уплаченные налоги. «Мы и сейчас не хотим никого кошмарить, – заверяет сотрудник ФНС. – Наоборот, цель – обойтись минимальными жертвами, все предупреждены заранее». Получается новый слоган: «Амнистируйся и спи спокойно», иронизирует партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.
С информационной кампанией, мягко говоря, опоздали, удивляется Александр Захаров из Paragon Advice Group, до июля осталось мало времени. ФНС не стоит переоценивать эффект от своих сигналов, добавляет старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин, бизнес прекрасно знает об обмене информацией. Клиенты серьезно задумываются про 2018 г., отмечает и партнер PwC Екатерина Лазорина. Но многие уверены: если закопаться глубже, то не найдут, говорит сотрудник крупной компании с иностранными активами, надеются, что если сообщить о небольшом бизнесе за рубежом, с которого выплачивают налоги, то и не станут искать пассивную прибыль в офшоре. Количество поданных заявлений растет, но их все еще катастрофически мало, считает Еремин. Около 300 по состоянию на конец января, говорил федеральный чиновник.
Налоговики уверены, что не зря предупреждают. По словам сотрудника ФНС, заместители руководителей налоговых служб разных стран, в том числе России, каждый месяц на телеконференции обсуждают работу над проектом, все уже лично друг друга знают. Информацию по каждому запросу пока не получаем, признает другой чиновник ФНС, хотя с некоторыми юрисдикциями обмен налажен. Например, активно информацией обменивается Кипр, даже Бермудские и Каймановы острова начали отвечать на отдельные запросы, рассказывает он. К тому же у российских налоговиков есть доступ к банковской информации через механизм обмена, добавляет партнер KPMG Анна Воронкова.
А вот с автоматическим обменом не все так просто, замечает Захаров, чтобы он заработал для России в полной мере, необходимо, чтобы другое государство включило Россию в список желаемых стран для обмена.
Чтобы амнистия набрала популярность, необходимо поправить ее механизм, призывали представители бизнеса и эксперты. Более эффективным инструментом был бы исправленный закон, а не PR-кампания, настаивает Костальгин. Минфин подготовил поправки, но их обсуждение затянулось (см. врез). К тому же они не слишком улучшают ситуацию, жалуется Еремин. Например, проект не распространяется на имущество контролируемых иностранных компаний (КИК), а большинство активов, как правило, принадлежат людям через КИК, согласна партнер EY Марина Белякова. Нужна более серьезная защита от преследования, иначе это не амнистия, а предложение бизнесу поверить государству на слово, заключает Еремин.