Российские компании будут вести досье на бенефициаров

Законопроект обязывает компании получать, хранить и обновлять информацию о своих конечных владельцах
Компании не всегда могут узнать своего бенефициара
Компании не всегда могут узнать своего бенефициара / C. McNaughton / REUTERS

Компании должны получать, хранить и обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах – такие поправки в закон о противодействии легализации преступных доходов направило в Думу правительство. Законопроект обязывает компании документально подтверждать подлинность такой информации и в случае необходимости предоставлять ее федеральным органам. За нарушение предусмотрен штраф: для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 руб., для компаний – от 100 000 до 500 000 руб.

Раскрытие таких структур – часть кампании по борьбе с офшорными схемами. До сих пор конечные бенефициары многих компаний, даже публичных, остаются за кадром. Например, неизвестны владельцы «Сургутнефтегаза»: он публикует только доли менеджеров и членов совета директоров. Дмитрий Каменщик лишь в 2011 г. признал себя единственным бенефициаром аэропорта «Домодедово».

К законопроекту есть претензии, говорит вице-президент РСПП по корпоративным отношениям Александр Варварин. Если компания приняла все доступные меры для установления и раскрытия своих бенефициаров, то ее нужно освободить от ответственности, следует из замечаний РСПП к проекту. Сама формулировка «обоснованные и доступные меры» оставляет простор для злоупотреблений, говорит Варварин: непонятно, достаточно ли просто направить запрос о предоставлении сведений, запрашивать их из ЕГРЮЛ или требовать через суд. Перечень таких мер нужно закрепить в законе, говорится в замечаниях РСПП, например изучение учредительных документов, использование внешних источников информации, устные запросы. Иначе из-за обтекаемости формулировки норма может привести к коррупции, следует из замечаний РСПП.

Кто такой бенефициар

Под бенефициарным владельцем подразумевается физлицо, контролирующее прямо или через третьих лиц более 25% компании либо влияющее на принятие решений в ней.

Непонятно, как оформлять такие документы, критикует проект и чиновник финансово-экономического блока, но главное – где и как они будут храниться. Была даже идея ввести такие данные в ЕГРЮЛ, вспоминает он, но для этого все заявленные данные о бенефициарах должны проверяться, а, пока обмен информацией с другими странами не налажен, сделать это сложно.

Представитель Росфинмониторинга не смог прокомментировать замечания к проекту. В марте 2015 г. законопроект получил отрицательный отзыв и Минэкономразвития. У компаний могут возникнуть проблемы с получением информации о бенефициарных владельцах из-за отсутствия влияния на учредителей или законодательных ограничений в других странах, говорилось в отзыве. Разработчики учли все замечания министерства, говорит его представитель.

Акционеры часто бывают номинальными, говорит консультант крупной аудиторской компании, тому может быть много причин, начиная от плохого инвестиционного климата и заканчивая желанием скрыть доходы. Но бенефициар не всегда принимает управленческие решения, это может делать и трастовый управляющий, продолжает он. Ключевая задача – установить, кто реально получил доход, объясняет чиновник: например, средства могут быть перечислены в страны с пониженной ставкой по соглашениям об избежании двойного налогообложения, а на самом деле это техническая прослойка, а конечный бенефициар зарегистрирован в юрисдикции с более высокой ставкой.

Сами компании не всегда могут иметь информацию о своих бенефициарах, предупреждает партнер KPMG Анна Воронкова, если у компании сложная цепочка владения и есть иностранное лицо, зарегистрированное в офшоре. В таких случаях вычислить бенефициара проще налоговым органам, продолжает она. «Пока информацию по каждому налогоплательщику не получаем», – признает чиновник ФНС, но по некоторым юрисдикциям обмен информацией уже налажен.

Помочь компаниям может четвертая директива Европарламента, которая обязывает каждую страну ЕС создать реестр конечных бенефициаров зарегистрированных на ее территории компаний, а также трастов (первый реестр появился в Великобритании). Юрфирмы, госорганы стран ЕС и банки получат неограниченный доступ к этой информации сразу, а российские банки смогут запросить данные, если предоставят доказательства отмывания денег, финансирования терроризма, налоговых или коррупционных схем. Россия присоединилась к инициативе ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией, но получать информацию сможет не раньше чем с 2018 г.