Власти пошли навстречу дальнобойщикам

Правительство приостановило повышение тарифа за проезд грузовиков по системе «Платон» на неопределенный срок
Замораживание тарифов – шаг навстречу дальнобойщикам и оператору системы «Платон»
Замораживание тарифов – шаг навстречу дальнобойщикам и оператору системы «Платон» / Юрий Смитюк / ТАСС

Правительство опубликовало постановление, замораживающее тариф на проезд грузовиков на неопределенный срок на уровне 1,53 руб. за 1 км. Прежний график предполагал, что тариф должен вырасти с 1 марта, т. е. с сегодняшнего дня, до 3,06 руб. Но ранее вице-премьер Аркадий Дворкович обещал, что плата за «Платон» не будет повышаться до 1 октября, а потом будет принято решение о ставке.

Еще одна мера в постановлении правительства – базовый тариф не будет индексироваться на инфляцию до 1 июля 2017 г. После этого он будет увеличен на инфляцию, накопленную с 15 ноября 2015 г.

Решения, с какого срока повышать тариф по «Платону» нет, главное – принять постановление, чтобы тариф не вырос с 1 марта, поясняет знакомый с ходом обсуждения чиновник. Минэкономразвития неоднократно предлагало изменить тариф по итогам первого года работы «Платона». Обсуждалось предложение Минэкономразвития сохранить льготный тариф до 15 ноября, знает федеральный чиновник, но в последний момент было принято решение о пролонгации льготного тарифа без указания сроков. Чиновник затруднился сказать, почему в документе нет сроков, но знает, что его принимали после консультаций с президентом России Владимиром Путиным. Решение о пересмотре коэффициента может быть принято в августе, т. е. по истечении девяти месяцев мониторинга работы системы, говорит представитель Дворковича.

Представитель Минтранса от комментариев отказался. Решение пока бессрочное, говорит чиновник Минтранса.

Система взимания платы с грузовиков массой более 12 т «Платон» запущена с 15 ноября 2015 г. Введение платы вызвало протесты перевозчиков и грузоотправителей.

Акции дальнобойщиков, как массовые, так и одиночные, продолжаются до сих пор в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Туле. Правительство не первый раз идет навстречу перевозчикам и бизнесу. Осенью оно снизило базовый тариф с 3,73 руб. за километр пути до 1,53 руб.

Ожидалось, что при тарифе в 3,73 руб. доходы от дальнобойщиков составят до 60 млрд руб., после его снижения осенью сборы оценивались в 39,5 млрд руб. Сокращение поступлений из-за замораживания тарифа до осени 2016 г. оценивалось в проекте антикризисного плана в 16,6 млрд руб. Еще 8,2 млрд руб. регионы потеряют из-за налогового вычета из транспортного налога. Правительство пока обсуждает предоставление вычета для части предпринимателей-перевозчиков на сумму, заплаченную в «Платоне». 10,6 млрд руб. будет выплачено оператору «Платона» – компании «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю и фонду «РТ-инвест», которым владеют «Ростех» и Андрей Шипелов).

На деньги от «Платона» планируется строить региональные дороги на основе государственно-частного партнерства в регионах. К концу февраля система «Платон» собрала свыше 4 млрд руб., замечает представитель Росавтодора, по его словам, в ближайшее время ожидается еще одно постановление правительства, которое утвердит порядок отбора проектов на софинансирование дорог за счет этих денег. Не менее шести-семи регионов готовы подать документы на первый, отборочный этап заявок на софинансирование своих дорожных ГЧП-проектов, к наиболее активным претендентам на софинансирование можно отнести регионы Сибири и Дальнего Востока, говорит он.

Приостановка индексации приведет к сокращению финансирования региональных дорожных проектов, говорит консультант РТИТС, после расчета с оператором «Платона» денег на новые дороги не останется. Фактически сбор превращается в прямой налог в пользу концессионера, заключает он.

Деньги, собранные системой "Платон", идут в Федеральный дорожный фонд. "Плата оператору не связана с суммой собираемых системой средств", уточняет представитель РТИТС. По его словам, компании из федерального бюджета компенсируются затраты по созданию системы и ее обслуживанию, включая периодическую замену оборудования и текущий ремонт. Основная часть (94%) выплаты идет на содержание системы и возврат кредита.

На ход протестов решение никак не повлияет, говорит представитель протестующих в Химках дальнобойщиков Тася Никитенко. Замораживание разгрузит бизнес – грузоотправителей и потребителей, которым пришлось бы переплачивать за товары, не согласен вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев, «Платон» сохранит контроль за большегрузами, чтобы не было сверхнормативного перегруза на дороги. Правительство немного ослабило удавку, считает гендиректор транспортной компании «Лартранс» Александр Ларионов, но проблем все равно много – это и «Платон», и повышение акциза на бензин, и необходимость выплачивать утилизационные сборы при покупке транспортных средств. В конечном счете все равно косвенные налоги, закладываемые в конечную стоимость, оплачивает потребитель, говорит он. При введении акциза на топливо правительство уже обещало отменить транспортный налог, в итоге остались оба налога, вспоминает Ларионов.