Правительство не готово ставить себе оценку за борьбу с кризисом в 2015 году

В его отчете для Госдумы просто перечислены принятые меры
Премьер-министр Дмитрий Медведев предлагает оценивать его другим
Премьер-министр Дмитрий Медведев предлагает оценивать его другим / Dmitry Astakhov / Sputnik / REUTERS

Методологически оценить антикризисный план сложно, указывает директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. Некоторые меры, такие как поддержка банковского сектора, сработали, некоторые нет, рассуждает она, оценить эффективность можно будет только спустя время, отделив влияние меняющейся ситуации, внешних факторов, принимавшихся решений. Правительство называло основными причинами кризиса геополитику и падение цен на нефть, говорит Владимир Тихомиров из БКС, а структурные проблемы отодвинуло на второй план, что не верно: если завтра нефть подорожает до $100, то бюджету это поможет временно, выведет экономику на траекторию роста, но темпы будут низкими – близкими к стагнации. Правительству не удалось преодолеть кризис в экономике и это основной результат его антикризисной политики, оценивает Акиндинова.

В распоряжении «Ведомостей» оказался отчет правительства о выполнении антикризисного плана в 2015 г. На 1508 страницах документа, направленного в Госдуму (19 глав и 56 таблиц), перечислены меры по поддержке экономики. Сведений об общих расходах на антикризисный план в документе нет – они упакованы в отдельное приложение с грифом «для служебного пользования». «Почему бы и нет», – отвечает федеральный чиновник на вопрос, почему эти данные решено закрыть.

Оценок эффективности мер и расходов бюджета в отчете нет. Правительство направляет отчет в Думу, оценки будут там давать, поясняет пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова: «Не дело правительства давать оценки». Отчет правительства, который традиционно представляет премьер-министр, депутаты заслушают 19 апреля, говорил первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков. Работа над докладом премьера в Думе гораздо сложнее и больше, чем просто отчет об антикризисном плане, отмечает Тимакова.

По предварительным данным Счетной палаты, на 1 января 2016 г. из перечисленных в перечне мер правительство выполнило 16 пунктов (26,7%), частично выполнило 30 пунктов (50%) и совсем не выполнило 13 (23,3%), отмечает ее представитель. Отдельные мероприятия плана не оказали существенного влияния на ситуацию в экономике, оценивает Счетная палата предварительные итоги его исполнения. Некоторые меры были подготовлены несвоевременно, некоторые оказались не нужны, нормативная база принималась с опозданием, деньги доходили до конечных получателей тоже с задержками, критикует Счетная палата. Формально исполнением мероприятий плана считается выпуск постановления или внесение законопроекта в Госдуму. Если сроки соблюдены, то правительство считает, что мероприятие исполнено, писала в колонке для «Газеты.ру» председатель Счетной палаты Татьяна Голикова: «Мы полагаем, и здесь мы расходимся с правительством, что антикризисные мероприятия должны оцениваться по результатам, достигнутым в экономике». Счетная палата критикует справедливо, но плох не антикризисный план, а его исполнение, говорит чиновник финансово-экономического блока.

Остатки на кризис

В течение 2015 г. антикризисный фонд был увеличен на 171 млрд руб. до 231,2 млрд руб., свидетельствуют данные Счетной палаты. В основном за счет не использованных в 2014 г. 132,8 млрд руб.

Антикризисный план 2015 г. изначально оценивался в 2,3 трлн руб., самая дорогая мера – докапитализация банковского сектора за счет ОФЗ на 1 трлн. Антикризисный план 2016 г. будет дешевле. По оценкам министра экономического развития Алексея Улюкаева – 880 млрд руб., из которых 440 млрд уже заложены в бюджете (см. график). Некоторые чиновники также критиковали проект плана за отсутствие в нем целей и критериев оценки эффективности.

Премьер-министр Дмитрий Медведев предлагает оценивать его другим