Госзакупки изделий легкой промышленности дополнительно ограничены
Под импортозамещение попали регионы и муниципалитетыОчередные ограничения на госзакупки импорта были введены постановлением правительства на прошлой неделе. Цель – поддержать в кризис российских производителей, передает пресс-служба Минпромторга слова замминистра Виктора Евтухова.
Покупать импортную одежду и ткани федеральным заказчикам (кроме оборонзаказа) запрещено еще с сентября 2014 г. – при условии, что в России и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) производится подходящий товар. Теперь ограничения распространены на региональных и муниципальных заказчиков, но списки разные (см. врез). Кроме того, всем им запрещено брать в аренду такие иностранные товары.
Доля российской продукции легкой промышленности в общих продажах на внутреннем рынке составила в 2014 г. 24,3%, в 2015 г. практически не изменилась (24,6%). Текстильное и швейное производство в 2015 г. сокращалось второй год подряд, и спад ускорился – на 11,7% после 2,5% в 2014 г. (данные Росстата). Оно оказалось среди аутсайдеров по итогам опроса о предпринимательской уверенности в январе 2016 г., говорится в обзоре Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ.
Что в списках
В федеральном списке иностранные ткани, текстиль, одежда из кожи, верхняя одежда, спецодежда, канаты, обувь, резина для подошв, сумки и упряж. В региональном – ткани, одеяла, постельное, столовое и туалетное белье, ковры, услуги аренды белья, одежды и обуви.
Импортозамещение повышает цену на госзаказ, поскольку уменьшает конкуренцию, заявлял ранее замминистра экономического развития Евгений Елин, это приведет к ухудшению качества закупаемых товаров. Со времени введения ограничений средние цены госконтрактов снизились только на верхнюю одежду (кроме спецодежды) – на 30%, по данным Минэкономразвития. Средняя цена на выделанную кожу выросла на 37%, на канаты, веревки, шпагаты и сети – на 55%.
Статистики, сколько продаж приходится на госзаказ, нет, но такие ограничения – поддержка отрасли и ее надо расширять, доволен президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин. Доля регионов и муниципалитетов в госзакупках изделий, попавших под ограничение, невелика – максимум 5–10%, оценивает директор Балтийского тендерного центра Виктор Дон.
Постановление хорошо выглядит на заседаниях в правительстве, но не решит проблем отрасли, зато заказчикам теперь придется требовать от поставщиков бумаг, подтверждающих страну происхождения товара, декларацию о том, что сырье и полуфабрикаты тоже были произведены на территории ЕАЭС, говорит Дон. Российских производителей лишают стимулов для развития, это приводит к снижению качества, считает гендиректор Центра размещения госзаказа Александр Строганов. Торговые ограничения могут принести только краткосрочный положительный эффект для промышленности, но в долгосрочной перспективе приводят к диктату продавца, говорит руководитель Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. Товары подорожают и станут хуже – вот с чем столкнутся коммунальные службы, больницы и школы, заключает она.