Правительство обсуждает, как регулировать риэлторов
ФАС поддержала предложение Росфинмониторинга ужесточить регулированиеОтсутствие в России законодательства, регулирующего деятельность риэлторов, не дает гарантировать права потребителей их услуг, отмечает ФАС в письме в Росфинмониторинг (копия есть у «Ведомостей»). ФАС готова участвовать в подготовке законопроектов, регулирующих отрасль, пишет ФАС. Счетная палата также за специальный закон, рассказал ее представитель.
Без надзора сами риэлторы оказываются не защищенными от «криминализированных элементов», в том числе группировок с участием коррумпированных государственных, муниципальных служащих, отмечал Росфинмониторинг в январе, собирая с ведомства предложения по наведению порядка на этом рынке.
Лицензирование риэлторов было отменено в 2002 г. Его заменила сертификация компаний и аттестация специалистов. В России 11 000 риэлторов, в том числе индивидуальных предпринимателей, говорит представитель Росфинмониторинга. Профессиональное сообщество представлено гильдией и саморегулируемыми организациями, рассказывает вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев, чтобы получить аттестат брокера по недвижимости, нужно сдать экзамен и проработать два года агентом.
Помимо агентств в стране огромный рынок черных маклеров, которые не имеют никаких обязательств и не платят налоги, отмечает эксперт Института развития интернета Мария Большакова, этот рынок еще более стихиен и неуправляем, чем частные перевозчики 10 лет назад.
Возвращение лицензирования риэлторской деятельности обсуждал президент Владимир Путин в апреле 2015 г.: недостаточное регулирование деятельности «очевидно», и нужно, если не лицензировать, то предъявлять к саморегулируемым организациям повышенные требования.
Лицензирование уже было признано барьером для ведения бизнеса из-за высокой коррупции, поэтому его отменили, напоминает Апрелев, вряд ли сейчас коррупции будет меньше. Посреднические услуги должны фиксироваться в договоре так же, как регистрируется сам договор, считает Большакова, если у посредника будет ID и четко прописанная в законе ответственность, то, может быть, количество сделок с неясной перспективой станет меньше.