Минфину не удается сэкономить на госзакупках

Минэкономразвития заблокировало предложение сократить авансы
Министр экономразвития Алексей Улюкаев (справа) добился от Шувалова отдельного обсуждения авансов/ Д. Абрамов/ Ведомости

Минэкономразвития не согласно с предложением Минфина по сокращению авансирования в госзакупках и полному отказу от него в госзакупках готовой продукции массового потребления, говорится в отзыве министерства (есть у «Ведомостей», представитель Минэкономразвития подтвердил его подлинность). Позиции министерств по авансированию должны были обсуждаться сегодня на совещании у Шувалова, но этот вопрос отдельно будет обсуждаться на другом совещании, говорят два федеральных чиновника. Представитель секретариата Шувалова не стал это комментировать. Вместо авансов обсудят проект плана по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и работу с дебиторской задолженностью, рассказывает чиновник.

Предложения по реформе авансов содержатся в «тактических мерах» Минфина по сокращению дефицита федерального бюджета (см. врез), говорит федеральный чиновник. Минфин предлагал снизить порог аванса в госзакупках с 80 до 20%, знает он. Часть мер уже рассматривалась на совещаниях у Шувалова и премьера Дмитрия Медведева, некоторые были поддержаны и под них готовятся подзаконные акты, сказал он.

Сокращать размеры авансирования нецелесообразно: это уменьшит количество участников на торгах, что снизит размер экономии, говорится в отзыве Минэкономразвития на предложения Минфина. В 2015 г. такая экономия составила около 7%. В 2015 г. размер аванса в качестве антикризисной меры был увеличен с 30 до 80%: в прошлом году поставщики столкнулись с «дефицитом операционных средств». В результате ее применения среднее к концу года количество заявок на торгах выросло до трех, хотя в I квартале 2015 г. сокращалось до 1,5. Таким образом, предлагаемая мера не будет способствовать эффективному расходованию бюджетных средств и не может быть поддержана, резюмирует Минэкономразвития.

Тактические меры Минфина

Установить поквартально предельные объемы финансирования расходов с отклонением в 5%, внедрить казначейский аккредитив в гособоронзаказе, казначейское сопровождение в госзаказе, отзывать бюджетные лимиты, если по ним отсутствуют кассовые расходы, перечислять в бюджет 50% доходов госкорпораций от размещения средств бюджета на депозитах, выдавать субсидии под «фактическую потребность».

Предложение отказаться от аванса при госзакупках готовой продукции массового потребления и вовсе может иметь негативные социальные последствия, уверены в Минэкономразвития: к ней относятся средства жизнеобеспечения и другая социально значимая продукция.

Раскритиковал предложения Минфина в письме Медведеву (копия есть у «Ведомостей») и бизнес-омбудсмен Борис Титов. Ситуация усугубляется тем, что государственные и муниципальные заказчики не всегда исполняют свои обязательства по оплате товаров и услуг, что необоснованно затрудняет участие в торгах добросовестных предпринимателей, пишет Титов. По его данным, совокупный долг бюджетов перед поставщиками составляет 20 млрд руб. Титов предлагает установить предельный 30-дневный срок оплаты государственных и муниципальных контрактов, а также ускорить принятие поправок в закон о контрактной системе, которые предусматривают приведение всех процедур определения поставщиков для госзаказа в электронную форму.

Сокращение авансирования практически не затронет мелких и средних заказчиков с контрактами до 500 млн руб. в год – у региональных заказчиков часто просто нет свободных денег на финансирование, особенно в сложной экономической ситуации, поэтому они и раньше обходились без авансов, рассказывает директор Балтийского тендерного центра Виктор Дон. Большие авансы привлекают мошенников: если хочешь госзаказ, то нужно обладать собственными средствами, говорит один из госзаказчиков, принципиально не дающий аванс.

Для крупных контрактов, как правило это строительство, авансирование необходимо. Если снизить разрешенное финансирование, заказы могут просто встать, предупреждает зампред комитета финансового контроля Санкт-Петербурга Виталий Бахвалов. Для подрядчиков госконтракты – очень высокие риски, в них фиксируется цена, а стоимость материалов и оборудования растет, объясняет он. Большая часть подрядчиков уже банкроты, своих денег на строительство у них нет, без авансов они просто ничего не построят, продолжает Бахвалов. Чтобы защитить госконтракты от мошенников, можно выдавать аванс не сразу, а после того, как исполнена определенная часть работ, предлагает Бахвалов.

Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».