Госкомпании получили от «дочек» впятеро больше дивидендов, чем сами перечислили в бюджет
Счетная палата сделала выводы о качестве управления госсобственностьюСчетная палата изучила, как государство управляло долями в госкомпаниях в 2013–2015 гг., и разослала по ведомствам и компаниям предложения о том, как повысить эффективность. «Ведомости» ознакомились с материалами этой проверки.
397 млн руб. – такой оказалась просроченная задолженность по выплате дивидендов к 2014 г. Выборочная проверка за 2014–2015 гг. выявила еще 7,5 млрд руб., не распределенных госкомпаниями среди акционеров без достаточных оснований. Более 400 обществ в последние два года вообще не распределяли прибыль – не утверждали годовые отчеты или бухгалтерскую отчетность, выяснили аудиторы Счетной палаты. Среди этих компаний есть прибыльные – налицо дополнительный резерв доходов для федерального бюджета, говорится в материалах. Тем более что дочерние и зависимые общества госкомпаний перечислили им в 2015 г. впятеро больше дивидендов, чем госкомпании государству.
Нашлись претензии у аудиторов и к качеству управления госкомпаниями: только 1/4 из них разработали стратегии развития и показатели эффективности. Компании завышают выплаты управляющим органам: например, «Дальморнефтегеофизика» в 2015 г. выплатила совету директоров 4,2 млн руб., что в 10 с лишним раз превышает ее чистую прибыль за 2014 г. (которая снизилась). Запрос «Ведомостей» в «Дальморнефтегеофизику» остался без ответа.
Счетная палата сообщает о многих случаях нарушения госкомпаниями законодательства о закупках. Например, 98% госконтрактов, заключенных Роснедрами с «Росгеологией» как единственным исполнителем (их общая сумма – 14,2 млрд руб.), были переданы на субподряд «дочкам» и коммерческим организациям последней, причем разница в стоимости работ составила около 2 млрд руб. За счет этой разницы были профинансированы работы, которые «Росгеология» проводила своими силами, и инвестпрограмма, объяснил ее представитель; кроме того, это сумма в пересчете на трехлетний контракт.
Мало продают
План на 2014 г. предусматривал, что государство избавится от 15% долей в компаниях, а на деле сократило их количество лишь на 4%, пишет Счетная палата. В 2015 г. план перевыполнен (14% за 9 месяцев, тогда как план на год – 12%). Правда, из 616 компаний, в которых государство лишилось долей в 2013–2015 гг., 38% были ликвидированы, в том числе в результате банкротства.
Счетная палата предлагает разработать единый порядок принятия решений о распределении чистой прибыли госкомпаний; тщательнее отбирать кандидатов в их органы управления и контроля; привязать размер вознаграждений независимых директоров и профессиональных поверенных к плановым показателям эффективности компаний; ограничить выплаты членам советов директоров и ревизионных комиссий; сделать госпредставителей в органах управления персонально ответственными за качество решений.
Федеральная антимонопольная служба, Минэкономразвития и Росимущество еще не получили материалов Счетной палаты, сказали их представители. Но Минэкономразвития, по словам его представителя, уже готовит предложения по совершенствованию управления федеральной собственностью, в том числе хочет усилить и персональную ответственность представителей государства. Также министерство анализирует работу комиссий Росимущества и, закончив с этим, предложит варианты усовершенствования отбора кандидатов.
Государство – неэффективный собственник и лучшее, что оно может сделать со своими активами, – как можно скорее распродать их, уверен директор Prosperity Capital Александр Бранис. Эффективность государства как собственника вызывает вопросы, согласен председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин. Точно надо приватизировать компании, которые работают на конкурентных рынках, считает он, хотя международный опыт показывает, что приватизируют компании и из стратегических отраслей.
Доля госслужащих в советах директоров компаний, подконтрольных государству, составляла 30% – это в 1,5 раза выше, чем предусмотрено госпрограммой «Управление федеральным имуществом», пишет Счетная палата. Пока эти компании в госсобственности, не надо ставить целью сокращение госпредставителей в органах управления – не всегда независимые директора справляются с обязанностями лучше, нужно искать баланс, что и делает Росимущество, говорит Бранис. Не нужно повышать, по его мнению, и персональную ответственность госпредставителей в советах директоров – причина неэффективного управления часто не в них, а в отсутствии четкой единой позиции и политической воли внутри государства. У поверенных, представляющих государство, как правило, большинство в советах директоров, поэтому они способны принимать нужные решения, если есть директива правительства, говорит Вьюгин.