Правительство готовит стресс-сценарии для экономики

Министерства оценят риски при цене на нефть в $25, $35 и $45 за баррель
Нефть дешевеет и перестает быть источником процветания
Нефть дешевеет и перестает быть источником процветания / Andrey Rudakov / Bloomberg

Нынешний шоковый сценарий ЦБ предполагает цену нефти в $35, при этом прогнозируется спад ВВП на 2–3% и инфляция в районе 7%. Но Сбербанк уже начал тестировать уровень $25 за баррель. «У нас был сценарий – $30, правда. Но теперь уже $30 неактуально. В нашем бизнес-плане это был пессимистичный сценарий, а в начале года стал реальным», – сказал президент Сбербанка Герман Греф (цитата по «Интерфаксу»). При среднегодовой цене на нефть в $25 экономика сократится на 2,7% ВВП, инфляция составит 13,9%, среднегодовой курс – 80 руб./$, подсчитал главный экономист БКС Владимир Тихомиров.

Правительство должно сделать оценку влияния низкой цены нефти на российскую экономику. На совещании во вторник первый вице-премьер Игорь Шувалов попросил министерства подготовить различные сценарии развития ситуации в курируемых отраслях при цене барреля нефти Urals в $25, $35 и $45. «Такие цифры звучали», – подтверждает федеральный чиновник, которому известны итоги совещания. При этом речь идет не только о пессимистичных сценариях – поручено также подсчитать и оптимистичный вариант. Поручение было, но устное, подтверждает чиновник финансово-экономического блока. В секретариате Шувалова комментировать итоги совещания отказались. «Рассчитываются разные стресс-сценарии, обсуждение идет и с экспертами, и внутри правительства», – сообщила «Ведомостям» пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова.

Российская нефть Urals во вторник торговалась в районе $27,4 – это ценовой уровень февраля 2004 г., спотовые котировки сорта Brent – $29,1 за баррель. Федеральный бюджет 2016 г. рассчитан из среднегодовой цены на нефть в $50, что практически соответствует ситуации прошлого года (среднегодовой уровень – $51,4 за баррель). Дешевеет не только нефть. Во вторник цены на сырье снизились до минимума 1991 г. – об этом свидетельствует Bloomberg Commodity Index, который учитывает котировки 22 основных сырьевых товаров. «Цены на нефть и металлы не просто снизились на две трети от своей прежней максимальной стоимости. Такие факторы, как спрос и предложение, говорят о том, что они (цены), вероятно, будут оставаться низкими в течение продолжительного периода времени», – считает директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард (цитата по ТАСС).

Из-за снижающихся с ноября 2015 г. цен на энергоресурсы в первые два месяца 2016 г. бюджет уже недополучит примерно 300 млрд руб. нефтяных доходов, говорил федеральный чиновник.

Обновленный макропрогноз, который ляжет в основу новых бюджетных проектировок, министр экономического развития Алексей Улюкаев обещал представить в январе. Пока же принято решение о сокращении расходов бюджета на 10%.

Резервы для корректировки бюджета при таких условиях, считает он, можно найти в переносе на будущее части расходов гособоронзаказа. Гособоронзаказ – это очевидный резерв, соглашается Владимир Назаров из НИФИ. «Страна, находящаяся в таком положении, не может тратить на оборону 4% ВВП», – отмечает он. Еще одним источником доходов может стать приватизация.

«Низкие цены и очень конкурентная среда – это надолго. Вероятно, в среднесрочной перспективе выше $50 цена не поднимется», – уверен Назаров. Рост цен на нефть к концу года будет, но с более низких уровней и менее значительный, чем ожидали ранее, сказано в отчете аналитиков Barclays. Новый прогноз банка – средняя цена Brent на уровне $37.

Власть уже осознала, что нефть будет стоить дешево и что это вызов, но для рынка важно в целом понимать стратегию действия правительства в части бюджета, говорит Дмитрий Полевой из ING. «Самая главная опасность – это отсутствие какого-либо понимания, куда мы движемся, какие у нас цели, какие приоритеты», – считает он.