Госзаказчики объявляют чрезвычайную ситуацию, чтобы обходить закон

Например, из-за обвалившейся штукатурки заказывают капремонт у единственного поставщика
Госзаказчики освоили новый способ обойти закон о госзакупках и отдать заказ единственному поставщику – объявить чрезвычайную ситуацию/ М. Стулов/ Ведомости

Люди, застрявшие в сломанном лифте, осыпавшаяся на фасаде штукатурка становятся поводом обойти закон о госзакупках, рассказал директор департамента Минэкономразвития Максим Чемерисов на конференции Счетной палаты. Заказчики объявляют чрезвычайную ситуацию (ЧС) и заключают контракты с единственным поставщиком без конкурса на обслуживание лифтов или капремонт, привел он примеры.

Закон о контрактной системе позволяет проводить закупку у единственного поставщика в случае ЧС. Впервые такой прием стал массово использоваться в Дальневосточном федеральном округе, где после наводнений региональные и муниципальные заказчики заключали «совершенно необоснованные контракты с единственным поставщиком», сказал Чемерисов. В этом году произошел всплеск таких нарушений – проверяется более 100 контрактов, отметил он, Минэкономразвития собирается передать материалы в правоохранительные органы, так как выявлены не только нарушения закона о госзакупках, но и злоупотребления правом.

Иногда единственная причина объявления режима ЧС – желание отдать заказ единственному поставщику, говорит Чемерисов. Иногда, по его словам, такая закупка проводится и после снятия режима ЧС – это грубое нарушение.

Другие нарушения

Счетная палата выявила более 1100 нарушений при заключении и исполнении госконтрактов на 34,2 млрд руб., сообщила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова (данные за девять месяцев), региональные отделения – более 9000 нарушений.

В 2013 г., когда на Челябинск упал метеорит, проводились закупки во время режима ЧС, рассказывает начальник отдела регулирования контрактной системы управления муниципального заказа Челябинска Марина Кашкарева. Пришлось закупать для одной больницы сразу 300 окон, ремонтировать здания, у которых разрушило крыши, вспоминает она. Сейчас, если контролеры работают жестко, злоупотреблений быть не должно, считает Кашкарева: о закупке в связи с ЧС уведомляются контрольные органы.

Но эффективность от таких уведомлений нулевая, сказал Чемерисов. Минэкономразвития предлагает сделать уведомления публичными, тогда за ними будет общественный контроль.

Проблема действительно есть, соглашается заместитель гендиректора Национальной ассоциации институтов закупок Мария Семенова. Но все случаи, когда можно объявить ЧС, перечислены в законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Чтобы сократить количество нарушений, необходимо, например, ввести специальную административную ответственность для недобросовестных заказчиков, предлагает Семенова.

Госзаказчики используют разные способы обойти закон – например, могут назвать принтеры «технологическими точками для создания твердых копий документов», библиотечные работы – «реставрацией нефинансовых активов и материальных ценностей», рассказывает гендиректор Центра размещения госзаказа Александр Строганов. Можно бесконечно ужесточать закон, но в этой гонке все забыли, что госзакупки – это инструмент обеспечения потребностей государства, их механизм должен быть удобным и функциональным, считает Строганов.