Вторая волна кризиса: шоковые сценарии на 2016 год могут стать базовыми

ЦБ ждет продолжения рецессии, Минфин призывает готовиться к непростым временам
Возобновившееся падение цен на нефть не повод менять базовый прогноз, уверяют чиновники
Возобновившееся падение цен на нефть не повод менять базовый прогноз, уверяют чиновники / Е. Разумный / Ведомости

Среднегодовая цена нефти в $35 за баррель, спад экономики еще на 2–3%, продолжение инвестиционного спада, медленное снижение инфляции – до 7% к концу 2016 г., падение реальных зарплат сопоставимыми с 2015 г. темпами (за январь – октябрь 2015 г. почти 10%) при росте безработицы – таковы параметры рискового сценария ЦБ на 2016 г. «Последняя динамика нефтяных цен говорит о том, что актуальность этого сценария возросла», – заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

Цена барреля в 2016 г. может опускаться до $30, низкие цены скорее всего будут доминировать весь год, сообщил в субботу министр финансов Антон Силуанов, призвав готовиться к непростым временам. Если цена нефти опустится ниже $35 за баррель, возможно новое снижение ВВП, согласен бывший министр финансов Алексей Кудрин, предупреждавший в 2008 г. о предстоящих «семи тощих годах» (цитата по «РИА Новости»).

За неделю после саммита ОПЕК, участники которого, по сути, договорились о неограниченной добыче нефти, баррель Brent подешевел на 14%, цена пробила отметку в $40; в пятницу, 11 декабря, на спот-рынке торги закрылись на $36,8. Российский сорт Urals подешевел до $35,74 за баррель. В ноябре 2015 г. добыча стран – участниц ОПЕК достигла трехлетнего максимума – 31,7 млн баррелей в сутки при квоте в 30 млн. Картель не захотел ограничивать добычу в отсутствие аналогичных действий со стороны других, не входящих в ОПЕК нефтеэкспортеров, в том числе России, нарастившей в 2015 г. добычу на 1,4%. Из-за низкой цены запасы нефти в странах ОЭСР достигли максимума с 1984 г. В 2016 г. снятие санкций с Ирана может увеличить поставки еще на 0,5–1 млн баррелей в сутки. По прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), предложение нефти будет превышать спрос весь 2016 год, ее запасы в хранилищах продолжат расти. В хранилищах США почти не осталось места: к среде конгресс США может отменить 40-летнее эмбарго на экспорт нефти (см. статью на стр. 12).

На какое-то время цена нефти может провалиться до $20 за баррель, прогнозирует Goldman Sachs. Никто не собирается отдавать долю рынка, мощностей для хранения все меньше и провал цен до $20 на некоторое время вполне ожидаем, согласен федеральный чиновник.

Еще один из рисков – возможность девальвации в Саудовской Аравии, мировом лидере по добыче нефти, вынужденной идти на огромные траты валютных резервов и бюджетный дефицит свыше 10% ВВП, указывает главный экономист российского офиса Bank of America Merrill Lynch Владимир Осаковский.

Пока это не базовый сценарий – подстройка страны к новому уровню цен произойдет за счет сокращения бюджетных расходов, считает он: «Но если девальвация произойдет, для Саудовской Аравии уровень цен на нефть станет гораздо менее важен».

Проверка реальностью

По расчетам Минфина, снижение среднегодовой цены до $40 за баррель в 2016 г. увеличит бюджетный дефицит до 5,2% ВВП, резервный фонд исчерпается за год почти полностью. По прогнозу Минэкономразвития, при такой цене нефти экономика сожмется еще на 1%, среднегодовой курс доллара составит 72,6 руб., спад реальных зарплат и доходов продолжится.

Подогрев цен

Спад цен на нефть ослабляет рубль, подогревает инфляцию и инфляционные ожидания, а воспользоваться благоприятной частью внешней конъюнктуры Россия в полной мере не может: эффект от снижающейся мировой продовольственной инфляции будет сдерживаться из-за эмбарго на импорт продовольствия, пишет ЦБ. Регулятор в пятницу оставил ключевую ставку на уровне 11%. Если нефть задержится на $40 за баррель, за весь 2016 год ЦБ может снизить ставку на 1,5 п. п., ожидает Олег Кузьмин из «Ренессанс капитала»; пауза может затянуться на весь год, не исключает Наталия Орлова из Альфа-банка.

Но пока более вероятен базовый сценарий с ценой нефти $50 за баррель, заявила в пятницу Набиуллина. На совещании у премьера бюджет-2016, сверстанный исходя из $50 за баррель, тоже решили не корректировать (см. статью на стр. 04).

Консенсус Bloomberg на 2016 г. – $55,5 за баррель, среднегодовую цену ниже $50 ожидают только 5 из 27 аналитиков.

В I квартале начнется плавное восстановление цен на нефть – почти до $50 за баррель к середине года, ожидает ЦБ: росту поможет снижение добычи стран вне ОПЕК из-за почти 20%-ного сокращения инвестиций в разработку и нефтедобычу. Спад сланцевой добычи продолжится, ожидает Осаковский, на фоне сохранения роста спроса рынок сбалансируется на уровне $50 за баррель. В ближайшие два года нефть останется в ценовом коридоре со средним уровнем $45 за баррель, ждет партнер RusEnergy Михаил Крутихин.

Ожидать роста цены нефти выше $50 за баррель вряд ли стоит, считает замминистра финансов Максим Орешкин: «Нефтяная отрасль меняется структурно, и через 15–20 лет может оказаться, что столько нефти [мировой] экономике не нужно». По его оценкам, в ближайшие лет семь цена нефти будет колебаться в коридоре $40–60 за баррель.

Год стресса

Даже при $50 за баррель в 2016 г. экономика продолжит сокращаться – еще на 0,5–1%, прогнозирует ЦБ (прогноз Минэкономразвития – +0,7%). В этом сценарии ЦБ ждет восстановления реальных доходов и потребления не ранее 2018 г. Аналогичные прогнозы – продолжение спада экономики при цене $50–53 за баррель – у МВФ и Всемирного банка.

По итогам III квартала ситуация в экономике лучше ожиданий, отмечает ЦБ в докладе; спад в 2015 г. составит 3,7–3,9% вместо ожидавшихся 3,9–4,4%, сообщила Набиуллина. Но говорить о начале восстановления пока нет оснований: потребление пикирует, спад реальных зарплат в октябре превысил 10%, реальные доходы падают 12 месяцев подряд – такого не было с 1998–1999 гг.

Торможение спада инвестиций в августе – октябре было обусловлено проектами в добыче, но в ближайшие два квартала инвестиционная активность нефтяников может быть ограничена из-за «налогового маневра», а инвестиции прочих секторов не растут из-за неопределенности, слабого спроса и финансовой неустойчивости компаний, пишет ЦБ. Мораторий на накопительные взносы дополнительно ограничит инвестиции, ожидает ЦБ.

Заявления чиновников о прохождении дна и начале восстановления вводили в заблуждение предпринимателей и население, в результате бизнес только сейчас начинает делать то, что должен был в самом начале кризиса: сокращать занятость, издержки и бюджеты, считает главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин: «Идет вторая волна ухудшения ситуации – в том числе из-за ожиданий, которые сформировали власти ни на чем не основанными обещаниями: люди и бизнес начинают осознавать реальность – отсюда и рост безработицы, и урезание потребительских расходов».