Налоговики могут получить преимущества при банкротстве компаний

Законопроект позволяет ФНС получать необремененное имущество должника
Руководитель ФНС Михаил Мишустин
Руководитель ФНС Михаил Мишустин / М. Стулов / Ведомости

Борьба за имущество банкрота может ужесточиться в случае принятия подготовленных Минэкономразвития поправок в закон «О несостоятельности (банкротстве)» (так называемый законопроект «О финансовом оздоровлении»). Доработанный с учетом замечаний (копия проекта есть у «Ведомостей») законопроект был направлен в правительство 1 декабря, уточнил представитель Минэкономразвития.

Сейчас первые в очереди на удовлетворение требований – кредиторы, у которых в залоге есть имущество должника. Законопроект усиливает позиции кредиторов, которые успеют первыми наложить арест на имущество должника: они получат 70% выручки от его продажи, сейчас же она распределяется между всеми кредиторами, указывает партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров.

Это дает налоговикам преимущество – Налоговый кодекс уже позволяет им без суда накладывать арест на имущество компаний, задолжавших уплату налогов, объясняет он. По сути, законопроект приравнивает их к кредиторам, чьи требования обеспечены залогом. «Нет сложившейся судебной практики, когда обеспечительные меры переходили в залоговые права, теперь законопроект это предусматривает», – подтверждает человек, близкий к ФНС.

Тысячи банкротов

13367 должников признаны банкротами с начала года, следует из данных Единого федерального реестра сведений о банкротстве на 8 декабря. За весь 2014 год, по данным судебного департамента, было зарегистрировано 15 096 сообщений о признании должников банкротами

Есть риск, что налоговики будут сразу же арестовывать имущество, как только увидят задолженность, опасается арбитражный управляющий Евгений Семченко. Налоговики, как правило, арестовывают у должника именно имущество – после того как выясняется, что на счетах денег уже нет, говорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.

Норма ставит коммерческих кредиторов в неравное положение по сравнению с бюджетом, считает партнер KPMG Антон Зыков: у государства изначально больше внесудебных инструментов для взыскания задолженности – инкассовые поручения, постановления о взыскании налога за счет имущества, а большинство других кредиторов вынуждены сначала проходить долгую судебную процедуру. Добиться ареста имущества в арбитражных судах не так просто, согласен участник подготовки законопроекта, зато потом можно спокойно вести переговоры о реструктуризации, не торопясь возбуждать дело о банкротстве. «Чем раньше наложить арест на имущество, тем больше шансов, что его не выведут», – согласна директор группы реструктуризации долгов KPMG Наталья Дорошенкова.

В результате может сократиться доля погашений требований кредиторов, не успевших арестовать имущество, говорит партнер юрфирмы «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов. Поправки вынудят банки вступить в гонку с налоговиками – активнее искать имущество просрочивших платежи и попавших в группу риска должников, прогнозирует он, чтобы наложить арест, а затем получить средства, обеспеченные залогом, во время банкротства.

Норма будет мотивировать кредиторов, чтобы на ранней стадии просрочки начинать договариваться, возражает человек, близкий к ФНС: зная, что, если начнет формироваться задолженность по налогам, она может быть погашена в первую очередь, они будут тщательнее следить за заемщиками.

У налоговых органов и так преимущество перед банками, отмечает вице-президент «СМП банка» Ирина Данилина: если они получат дополнительные «льготы», положение банков при банкротстве заемщиков ухудшится. Кредиторы теперь смогут получить меньше средств в конкурсном производстве, согласен замначальника отдела оценки и экспертизы залогового обеспечения Бинбанка Валентин Кислицин.